Сибирские огни, 1986, № 12
Молодой рыжебородый священник, с длинными по плечи волосамщ читал нараспев очень большую книгу, лежавшую на покрытом парчой столике. Вдруг, как крыльями, взмахнув широкими с алым подбоем рукавами, он запел красивым голосом, вступил хор, а рыжебородый священник, кланяясь и размахивая серебряным кадилом, похожим на дымокур на цепочках, обошел вокруг столика с книгой и, перестав петь, направился в глубь алтаря. Кто-то невидимый распахнул перед ним позолоченную дверь, Лукерья успела разглядеть еще одну комна ту с люстрами, какой-то человек сидел на подоконнике и смотрел на ружу. Снова распахнулись двери, и в сопровождении двух молодых лю дей в черном вышел маленький старичок в высокой шапке с золотым крестом. Глянув куда-то вверх, слабым, почти детским голосом он проговорил что-то горестное, печальное, невидимый хор повторил сло ва старичка, будто согласно ответил. Опять со сдержанной слезой спросил что-то старичок, и в ответе вторившего хора уже звонче, прон зительнее зазвучала боль, горький плач о погубленной молодой люб ви, растерзанном сердце... С бурей в груди Лукерья вслушивалась в непонятные, полные ско рби слова старика, вопрошавшего кого-то детски слабым голосом, а хор вторил ему то угасающе-тихими рыданиями, то вдруг голос его вздымался до громовых проклятий, и Лукерья видела, как хватают гордого юношу, ведут в цепях по городу, он ищет в толпе любимую, хочет послать ей последнее «прости!». Покорись, говорят ему враги, откажись от любви — и спасешь свою жизнь, но юноша-Предтеча оста навливает гордым взглядом толпу палачей и сам кладет голову на плаху — рубите! Прости, любовь моя, прощай навеки, сверкает то пор. Трещат свечи, в церкви, слышатся всхлипывания, старушки смор каются в платки... Лукерья' чувствует, лицо ее холодят слезы, она закрывается ладо нями, слезы сочатся сквозь пальцы. «Что это я? — удивляется она, оглядываясь по сторонам.— Плачу. Как странно сказал про нее Устин: она предтеча! Самой себе! Может быть, сегодняшний день — тоже чему-то предтеча. Либо горю, либо счастью. Ладно, вам интереснее с Валерией Ивановной, а мне инте ресно с Устином Анисимовичем... Лукерья всхлипнула — последний раз и вдруг поняла: Устина Анисимовича нет рядом. Она не заметила, когда он исчез, не знала, ку да и зачем ушел. Поозиравшись поверх голов, Лукерья поискала его в толпе. Ей стало зябко: город совсем незнакомый, она и шагу не мо жет ступить без провожатого. Да и куда теперь? Портфель ее остал ся в Союзе художников, но туда, в царство Валерии Ивановны, она не пойдет. Заглядывая во все закоулки, Лукерья прошла через весь зал, оста новилась у простенка между окнами. Наконец, увидела хор. Женщи ны отдыхали, перешептывались. Самые обыкновенные, по-городско- му одетые женщины, каких каждый день видишь на улице, в автобусе. Одна в красном плаще пила молоко из бутылки, другая хрустела яб локом. Не верилось, что это они пели про злую танцовщицу и бес страшного молодого человека-пророка... В настоящей, некиношной церкви Лукерья была первый раз, и это походило на театр, только тут пели все желающие, вдруг вслед за батюшкой разом начинали креститься и кланяться. И можно было уйти, когда захочешь. Выпевая своим красивым голосом концы фраз, рыжебородый свя щенник опять принялся читать из большой книги, его не занимало, слушают ли зрители или нет, он даже не глядел в зал. Посреди чте ния к нему подошла сухонькая старушка, видимо, церковная служ ка, что-то шепотом спросила, он ответил и снова заговорші-запел, про тяжно, распевно. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2