Сибирские огни, 1986, № 12
гласил его грядущее величие, а сам остался в тени, хотя на терни стом пути христианства был первым, первее Христа, почему и назван Предтечей. Печальная, но прекрасная судьба пророка рождает во мне мысль: не в славе громкой, не в поклонении толпы — истинное вели чие, а в нетленной мудрости бескорыстия. В Кремль? Нет, слушать службу в кремлевскую Троицу мы не пойдем. Собор Троицы чужд русскому духу — холоден, раззолочен — Византия. Мы пойдем, Луша, в' церковь Николы со Усохи. Там служит сегодня престарелый архие рей Антоний, будет большой хор, антифоны, и дай ты мне, грешнику, еще полтинник, а не жалко — два... Лукерье было смешно и страшно даже: после каждой забегаловки лицо Устина Анисимовича молодело, наливалось жизнью. Несмотря на .бороду, он не казался уже стариком, голос его обретал звучность, среднерусскую певучесть. — Предтеча! Ты сейчас, Луша, предтеча самой себе! Не годы сла вы и величия прекрасны, но — молодость, мечта! Храни, девушка, свою мечту в чистоте бескорыстия, и жизнь не сломает тебя, не разо рит. Я осквернил мою мечту гордыней, кинулся в погоню за химера ми, и вот оказался жалким пропойцем, коих всюду много в искус стве как столичном, так и захолустном... Не удивляйся откровенности моей, милая девушка, ты исторгла эту краткую и горькую исповедь тем, что глянула на меня лучезарным взглядом доверчивой юности. Они остановились перед небольшой белой церковью. Решетчатые двери были открыты, в глубине горело множество огней,. слышалось пение. Лукерья заробела. Прежде чем ступить на паперть, спросила: — А он был... молодой? — Кто, Луша? — Тот пророк, предтеча. Иоанн Креститель? Лик его пишут мужественным и прекрас ным. Он, как теперь говорят, был правдолюбец, не мог мириться с рас путством, мошенСтвом властителей, бестрепетно бросал слова обли чения царям и сатрапам, за что и погиб лютой смертью. Ему отруби ли голову и на золотом блюде в дар за красивый танец преподнесли одной женщине. Лукерья содрогнулась: отрубленная голова на золотом блюде! В церкви рябило от множества огней. Подсвечники на колоннах, золоченых дверях алтаря, под иконами; множество люстр, серебряных, со стеклянными висюльками, бронзовых, свешивались с потолков, самая большая, поднятая вверх, под свод купола, освещала борода того человека, восседающего на пухлом облаке. Седой, с орлиным носом старик сурово глянул на Лукерью. Трепетали бесчисленные огоньки свечей, вырывая из ладанного сумрака залов большеглазые лики на иконах, и Лукерье подумалось: это они и поют в церкви, молодые женщины в нимбах, суровые мужчи ны, и, лишь привыкнув, разглядела молящихся. Пели где-то в глубине, за колоннами, скорбно звучали мужские, женские голоса, протяжная мелодия полнилась печалью, тревогой. Лукерья догадалась, это про того молодого человека, Предтечу, кото рому отрубили голову, но, как ни старалась, не смогла разобрать ни единого слова, хотя пели вроде по-русски. Зачем, господи, той гадине голова-то понадобилась? Даже танцевала, старалась ради страшной той награды. Молодая, если умела красиво танцевать, злюка, людоедка. И как только язык повернулся сказать: хочу голову вон того человека, отрубите и подарите мне. Да ведь она любила, наверное, его, ревновала, а голову потребовала потому, что он не обращал на нее внимания. А у него была девушка, он не хотел ее предавать, даже смерти не побоялся —любовь бильнеє смерти! А та противная: раз так, пусть никому не достается, рубите ему голову!.. Сколько зла на свете! Танцовщица представлялась Лукерье похожей на Ольгу с ее капризным кукольным лицом, у нее, как у Ольги, даже ямочка на подбородке была... 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2