Сибирские огни, 1986, № 12
толпа, похоже — очередь. Прошли мимо львов, мимо очереди, и усато му швейцару в дверях Борис Николаевич кивнул, как знакомому. Внутри тоже колонны, от них рябит в глазах, широкая лестница ве ла куда-то в поднебесье. Оказывается, несмотря на пышность убранст ва, вестибюль строг (все это: лестница, колонны, юноша с копьем, вы соченный изрисованный потолок — называется вестибюль) — и надо ос тановиться и посмотреть на галереи по второму этажу, украшенному колоннами с коринфскими капителиями, обратить внимание на рос пись плафона и сводов. Лукерья не все слова понимала, потому что первый раз их слышала, но останавливалась и во все глаза глядела. Потом шла дальше, боясь потеряться, отстать от Бориба Николаевича. Огромные окна, коридоры, залы, большие и маленькие, опять лестни цы. Мраморная совсем нагая женщина улыбалась радостно; мужчина • с бородкой, костлявый, все ребра можно пересчитать, о чем-то глубо ко задумался. Лукерья глянула в распахнутые высоченные двери, заробела. Зал был так огромен, что люди, бродившие среди его колонн, казались ма ленькими и совсем тут не нужными, лишними. — Белоколонный зал,— сказал Борис Николаевич.— Полихромная роспись, десюдепорты, торшеры, мебель исполнены по рисункам Кар ла Ивановича Росси... Белоколонный зал, десюдепорты, полихромная роспись! Уж не гре зится ли все это?! Год прожила в Ленинграде, зачеты сдавала, дрожа ла на экзаменах, аудитории, общежитие, столовка, а все это великоле пие было рядом! И почему еще утром совсем не знакомый человек во дит ее по сказочным залам, поддерживает под руку, как важную осо бу? Кивнув на икону, писанную на доске, Борис Николаевич сказал: — Ангел Златые власы, двенадцатый век. Художник — скромный монашек, не посмел оставить никакого знака о себе. Завершил, нали ли ему тарелку щей — и вся награда... Так они ходили из зала в зал: Борис Николаевич объяснял, показы вал или молча стоял за спиной Лукерьи, и она слышала сзади его ды хание, потом шли дальше, как и на Невском, похоже, куда глаза гля дят. „ . , Лукерья остановилась перед кустодиевскои купчихой — блюдце с вареньем на растопыренных пухлых пальцах, кружево на пышных пле чах и арбуз! Такой сочный и красный, у Лукерьи слюнки потекли, схва тила бы и съела! Ничего этого на самом деле давно нет: ни арбуза, ни кружев, ни са мой купчихи, а вот радуешься довольству славной женщины, как буд то сама вместе с ней проживешь частичку ее жизни! Что за удивитель ное, непонятное волшебство такое?! Лукерья смотрела на девушек, ко торые собирали виноград, и легко представляла себя среди них' и тоже тянулась рукой за тяжелой изумрудной гроздью. Широкими рядами шли косцы, замахнувшись литовками, косили пшеницу с васильками, вспомнилось, как прошлым летом они с матерью метали на Карачуно- вом болоте сено, и так же играли в небе молодые кобчики. Светло улыбался старичок с лохматыми бровями, и Лукерья вспомнила деда Андрея, который в ответ на ее приветствие всегда говорит ей ласково: «Здравствуй, касатушка, здорово живешь?» Солдаты скатывались в жуткую пропасть, было видно, как им страшно, но они все равно чему-то улыбались. Лукерья передергивала плечами: скорее поискать что-то нестрашное. И находила: дубовая ро щица, вся пронизанная солнцем, молодая сочная трава, хотелось сту пить в нее босыми ногами и брести, как в зеленой воде... Сколько жиз ней можно прожить за один день! Можно прыгнуть с солдатами в про пасть можно посидеть на царском троне с алмазной короной на голо ве, можно плыть на корабле по синему океану под белоснежным обла ком парусов!.. „ . _ Как творится это волшебство, в чем его тайна? Лукерья поверну лась хотела спросить Бориса Николаевича, но его не было рядом. Она 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2