Сибирские огни, 1986, № 12
между Лилией Борисовной и ее родителя ми, а немного раньше. Скорее наоборот, дочери пришлось преодолевать размытые нравственные устои родителей, решать эти ческие проблемы именно потому, что роди телями они решены не были. Набатникова как раз подчеркивает преемственность до чери и отца: «Нет, мы не свою жизнь жи вем, мы родительскую доживаем, пуповина не отсыхает». Другой критик, В. Сухнев, вообще огра ничился тем, что повесть пересказал, причем вот .в таком тоне: «Приезжает отец алко голик. Он разошелся где-то там в деревне с матерью героини. Жене оставил парали зованную мамашу и своих юродствующих сестер. В городе, кроме дочери, у отца еще есть сын. Тот обуржуазился — жена рабо тает на мясокомбинате и на дух не перено сит свекра. Поэтому отец вынужден жить в однокомнатной квартире дочери, расстро ив их возможное примирение с Мишкой. Отец спит на кухне среди бутылок...» и т. д. («Литературная газета», 2 ноября 1983 г.). Остается радоваться, что В. Сухневу под руку не попалась, скажем, «Анна Карени на». В его лихой манере пересказа и это произведение выглядело бы, вероятно, до вольно смешным. «Сложности личной жизни, идущие от страстей,— вот городской сюжет на семей- но - производственную тему»,— уверенно ставит диагноз В. Сухнев и добавляет: «Страшно другое— стремление автора вы дать за героя наших будней тряпичную куклу», ибо Лилия Борисовна, по его мне нию, существо «инфантильное и пустое», «серенькая самочка... с потугами на высо кие страсти». Никто не утверждает, что Лилия Бори совѣ — вторая Вера Фигнер, да ведь и Набатникова писала не о героической на туре. Не знаем уж, сознательно ли В. Сух нев смешал понятия «литературный герой» и «герой наших будней», или он искренне считает, что всякий персонаж, появившийся на страницах литературного произведения, обязав быть героем вашего времени в вы соком понимании этого слота. Только зачем навязывать книге собственные проблемы, а затем требовать от автора их решения? В. Сухнев разглядел в повести только то, как «там разрешают, как умеют, свои мат римониальные проблемы ее герои». Но ведь дело, наверное, все же не в том, ка кие проблемы решают герои, а в том, какие ставит автор. Изобразить миропонимание интеллигента, идеи, которые им движут, зарождение и смену этих идей — вот задача писателя. И это единственный путь к тому, чтобы по лучился живой, объемный образ человека мыслящего. Как писатель добьется этого, какими приемами воспользуется — его дело. Это может быть метод «айсберга» или «поток сознания», лишь бы было видно, как это миропонимание сказывается если не на мыслях героя, так на его поведении. Главное условие — идея должна быть прочувствованной, должна поверяться жиз нью. Вот здесь-то, на этой грани, где идея поверяется жизнью, а с ней вместе и' сам человек, его характер, и нужно искать конфликт, строить сюжет. Здесь правиль ность идеи соотносится с цельностью ха рактера, миропонимание сталкивается с жизнью, корректируется ею, а жизнь испы тывает влияние идей. Конечно, это лишь один из участков, жизни, вся она неизмеримо шире, но имен но здесь, как в капле воды, отражается весь остальной мир, ' именно эта область чревата художественными открытиями. Идея —■характер — жизнь. В столкновении этих трех составляющих и появляется искра подлинного конфликта, позволяющего одно временно объяснить жизнь, оценить качест во идеи и выявить характер героя, личность его. В особенности, если перед нами герой мыслящий, интеллигент в лучшем смысле этого слова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2