Сибирские огни, 1986, № 12
ПРОБЛЕМА ПОДМЕНЫ В повести Т. Набатниковой «Дочь» под мененными оказались нравственные понятия главной героини — преподавателя матема тики Лилии Борисовны. Не находя в себе сил откликаться на чужие горести и забо ты, Лилия Борисовна попыталась уйти от проблемы, точнее, найти псевдорешеиие. Чтобы это звучало убедительнее и меньше были заметны этические погрешности, сфор мулировала она свою теорию на языке физики. «Я никогда не любила дам, мне жаль было тратить любовь на родных. Ведь лю бовь, в конечном счете,— это собственная плоть, которую отрываешь от себя и даешь на съедение другому. Любовь — энергия, а энергия, по известному закону физики, взаимопревращаема в массу. Я экономила, видимо, у меня было очень мало любви». Лилия Борисовна искренне считала, что этой нехитрой формулы ей вполне доста точно для самооправдания. Человеку вооб ще трудно признать самого себя эгоистом, куда удобнее сослаться на объективные причины, объяснить все какой-нибудь под ходящей к случаю теорией, выдумать ее, наконец. Для человека мыслящего, или хотя бы рассуждающего, теория — первое дело. Только вот одни создают теорию, объясня ющую жизнь общества, и уж затем руко водствуются ею, а другие — подыскивают теорийку, которой можно было бы оправ дать, хотя бы в своих глазах, собственные неблаговидные поступки. Лилия Борисовна выбрала второе. Не то чтобы она была очень плохим человеком, нет, она была скорее человеком слабым и немного лени вым по части умствования. Особой охоты или желания порассуждать у нее не было. Поэтому в центре мира у нее всегда нахо дились ее желания, а дальше оставалось только доказать самой себе, что иначе и быть не может. Проблему «вмешаться — не вмешаться» Лилия Борисовна всегда решала очень просто. Еще в детстве — и надо бы помочь матери, «встать да подоить за нее корову — я ее мысленно пожалею и дальше сплю, мне спать, слаще». И позже, во время ин ститутских каникул, когда парализовала бабку и дома начались скандалы, Лилия «тихо радовалась, что каникулы кончатся, я уеду — и все это не будет меня касать ся...» И уже взрослая, увидев на остановке неизвестно чью девочку, всю замерзшую, жалеет ее: «Мне бы сейчас расстегнуть шу бу да спрятать девочку у своего живота, у тепла, обнять и угреть,-— но как это убу дет выглядеть посреди общего спокойст вия?» Как же так получилось? Почему так переменились нравственные правила, что стало казаться неудобным помочь, даже когда и хочется,— ведь было всегда, вроде бы, наоборот?! Лили.я Борисовна об этом не очень-то задумывалась, потому что ее такие правила, в общем-то, вполне устраи вали. Весь имеющийся невеликий запас любви Лилия Борисовна берегла для одного чело века. Для своего мужа Мишки, как считала она,, но на самом-то деле — для самой себя. Нет, Мишку она очень любила, это собственно, единственный родной для нее человек, но даже ради него не могла отка заться от некоторых мелких удовольствий. С Мишкой ей трудновато приходилось, он-то как раз все свои силы «экономил для думанья. Все искал общий Закон и целе сообразный смысл вселенной». А так как он вдобавок предпочитал «жесткую, но пол ную откровенность... другого разговора не признавал — только кровавый, на полном раскрытии», Лилия Борисовна иногда не выдерживала: «Я уже сыта этим житьем, этим страхом и постоянной подотчетностью! Шагу не ступишь без того, чтобы он не разглядывал этот шаг под микроскопом: а не примешалось ли тут какой подлинки?» Когда к Лилии Борисовне приехал за помощью отец, она как раз занималась вы яснением своих отношений с Мишкой. Первые же мысли, мелькнувшие у нее в голове: «Разумеется, я приючу отца, какой разговор!» И затем сразу же: «...У пас с Мишкой однокомнатная квартира. Это ведь тоже надо учитывать...» Всего две фразы, стоящие рядом. Не отказ, но уже оправда ние возможного отказа. А дальше и вовсе стремление использовать неожиданный ви зит в собственных интересах: «Да, отец может сейчас сослужить мне службу: на неудовольствии от него мы с Мишкой мог ли бы сойтись, окольно обойдя наши меж доусобные препятствия». А Мишка в эго время, «милый человек, все ходил и думал, как лучше поступить бедному старику в такой трудный момент жизни». Невнимание дочери кончилось трагедией — нелепою гибелью отца. Это и заставило Лилию Борисовну пересмотреть свое отно шение к жизни, начать решать нерешенные ранее проблемы. Жить, скупо ■отсчитывая медяшви своих чувств, направляя скудный ручеек добра в нужное русло, оказалось для нее вое же невозможным. Совесть ска зала свое веское слово. Потери, не учтен ные в ее этико-физической формуле, оказа лись больше предполагаемых выгод. И на стал момент, когда пришлось признать: «Теперь-то я понимаю: я что-то вроде кале ки. К счастью, не все такие, холодные и скупые, иначе мир бы давно заморозило». Объясняя причины этого неверного, сдвинутого представления о нравственных понятиях, А. Горшенин в своей статье «Но зреет «новое вино» («Литературная Рос сия», 30 сентября 1983 г.) все свел к тому, что у героев Т. Набатниковой нарушен процесс «трансляции» корней. А передачу духовных ценностей критик связывает исключительно с этим процессом. Вряд ли, думается, «отрыв от корней» имеет опреде ляющее значение для проблематики повести Набатниковой. Все-таки дело не только в том, что она родилась в деревне, а затем уедала оттуда. Лилия Борисовна как раз слишком похожа на своего отца — плоть от плоти, так сказать, воспитанная им и воспринявшая его стиль поведения. Как отец не мог удержаться от соблазна ускользнуть на гулянку, чтобы хоть на ча сок обо всем позабыть, так и Лилия Бори совна не может себе отказать в кое-каких слабостях, хотя и знает, что Мишка этого не одобрит, и боится, что он об этом узнает. Если уж искать корни, то придется при знать, что обрыв их произошел отнюдь не 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2