Сибирские огни, 1986, № 12
сеяны в тупой и косной массе, И ТОЛЬКО поэтому не сразу бросаются в глаза. Но они есть. О, это совсем иные люда, ничуть не по хожие на тех, кого мы ежедневно видим на улицах. У них «древяеассирийский по ворот локтей», «живая под платьем грудь, часто дыша, агонизирует и успокаивается», а «в груди скачет аорта». Они входят «в осеннюю память города... вплетая себя в дорийский минор ГОЛЫХ ветвей», «очень любят плавно положить руку на спинку стула перед вечерним окном», «наталкива ют на мысль о давнопрошедшем» и «пря чут свою тайну глубоко в деготь зрачков». Примеры черт, отличающих их от обычных людей, можно множить, правда, почти все они носят чисто внешний характер. А су дить о внутреннем МіИіре человека только по жестам довольно трудно, слишком уж велика вероятность ошибки. Например, раньше у лиц купеческого сословия призна ком хорошего/ тона считалась привычка оттопыривать мизинец на руке, держащей чайную чашку. Мысли же, мечты, стремления «других людей» автор открывает исключительно редко. Вот один из таких случаев: «Поза горать бы, а то бледен, как ля-минорный каданс»,— подумал Роман Петрович» (рас сказ «Куранта»), Не менее замысловато Роман Петрович высказывает и свое основ ное, как явствует из сюжета рассказа, убеждение: «Запомните: если душа устре милась в си-бемоль минор, никто не смеет ей помешать!» Иногда даже начинает казаться, что и образы «других людей» выведены тем же сатирическим пером, каким показана серая масса. Но увериться в этом не позволяет авторский тон, слишком уж разными кра сками рисует он ту и другую сторону. Судите сами. Вот одна из «других» — выпускница Любушка Ракитина (рассказ «Аллеманда»): «Ни намека на торопливую воровагость или суетливый жест; единст венный ее шаг был плавным и мелодичным, как начальный такт какого-нибудь скри пичного Адажио, и тело поплыло в этой мелодии шага так же легко и спокойно, а секунду спустя вслед за ним переместились к стене и все складки ее сказочного платья, одна за другой, произведя все тот же да лекий, В'олнующий, тающий в белой глуби не шорох». А вот ее окружение: «задвигались стулья, гудящая толпа ринулась к выходу, замель кали сумки, джинсы, худые плечи и пест рые кофточки выпускниц. Оркестр тоже поднялся и стал прибирать медное свое хозяйство и вытряхивать слюни из мунд штуков». Нет, никаких сомнений гут быть не может, это не сатира, это, скорее, лирика. И конечно, этим возвышенным людям трудно живется рядом с гнусным и пре зренным большинством, мечтающим лишь о хлебе насущном. Сердце тоскует о вы пускном бале, а предлагается скучнейший, казевнейший «выпускной акт», душа жаж дет полета в бальном танце, а приходится слушать грубое: «Кончай, киса, компости ровать мне мозги твоим выпускным па-де-де. Лучше дай сдуть задачку по гармонии». Трудно, но что поделаешь, они мирятся. Они вообще со всем мирятся. Преподаватель ставит своим бездарным 170 ученикам незаслуженные тройки и устрем ляет душу в ои-бемоль минор, выпускница, осознав, что долгожданного бала не бу дет, покорно идет домой в устремляет ду шу туда же. Чем они, эти «другие», занимаются в свободное от «устремлений» время, из рассказов неясно. Чем, кроме этих «устремлений», отличаются от столь презираемой ими темной массы — тоже. В рассказе, давшем название сборнику, повесгвоваіние ведется от лица человека скучного, представителя серой толпы. Он отправился в поход с двумя «другими» людьми, завел их в горы и заблудился. К его удивлению, те ничуть не испугались, наоборот, были очень веселы, купались голыми в горной речке и вели разговоры «совершенно идиотские, полные непонятных Колпакову закидонов и вывертов». Имеет смысл привести их здесь, чтобы ближе по знакомить читателя с внутренним духовным миром «других», тем более что это один из тех редких случаев, когда он проявляется не в жесте, а в слове: — «Маша! Я открыл, что люблю дышать. — Да. Ночью ты не спал. Тебе неспо койно. Радость. — Ты как догадалась? — Радует все то, что просто. — А у тебя? — Чьи-то глаза Наверху. — Знак? — Нет. Думаю, еще нет. — Горы не торопятся. — Да. — Но признаки.— есть. Что-то за тем холмиком, по-моему, уже было. — Ты ходил? — Утром. Сарьяну там делать нечего... Все так хрупко написано! И цепь малень ких озер. Россыпь в ля мажоре». «Инфантилизм на клинической стадии»,— злобно думает Колпаков и, да простят нас возвышенные души, на этот раз он, кажет ся, прав. Многозначительная таинственность, претенциознейшие красивости — без этого «другие» существовать просто не могут. Автору нужны были атиподы серому быд лу, заполнившему музыкальное училище, ибо он уже пообещал показать таковых. Но антиподов не получилось. Одних только красивых жестов, элегических вздо хов и легкого презрения к серой массе еще мало, чтобы противопоставлять себя ос тальным. Противопоставлениіе это ни на чем не базируется, ничем не подкрепляется. Не сумел автор так же убедительно рас крыть высокий духовный строй своих по ложительных героев, как убедительно об рисовал рутину музыкального училища, не сумел показать, чем же «другие» отличают ся от всех остальных. А без этого герои получились пустотелыми, презирающими остальную массу по тому же праву, по какому поручик в известном анекдоте пре зирал всех штатских уже за одно то, что они не умеют в ногу ходить. И тут трудно удержаться, чтобы не процитировать лиш ний раз и без того известное высказывание А. С. Пушкина: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требу ет мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Тем более что эти слова как нельзя лучше пе редают то, чего не хватает молодым авто рам при обрисовке образа современного интеллигента.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2