Сибирские огни, 1986, № 12

журнальчиком «Человек и закон», откры­ тым на детективщике... Это монотонно-су­ матошное существование иногда прерыва­ ется рыбалками, преферансом по полкопей- ки, вылазками в ДК на спектакли или концерты: Галяміов долго решает мелкие производственные вопросы в углах фойе, последним входит в зал, усаживается рядом со счастливой женой на лучшие места и начинает сопеть. В антракте его будят». И тем не менее начальник ООТиЗа .Ана­ толий Кошкин делает из этого вывод прямо противоположный: «По-моему, именно та­ кие люди и отодвигают коммунизм». Галя- мовіу он не очень скромно противопоставля­ ет себя: «Я читал и Форда, и'Тэйлора, и Гастева, и Ерманского, и Файоля^ и Джилберта, и Попова, и Керженцева... и романы Кафки... И Сэмюэля Беккета с Арнольдом Беннетом не спутаю. Хотя есть даже литературоведы, которые их путают... Я и лектор общества «Знание» (да и руководитель этого общест­ ва, в масштабе треста)... и вице-президент клуба книголюбов... и в обществе охраны памятников истории и культуры работаю, и в Совет городского краеведческого музея вхожу... Вся эта многосложная общественная ра­ бота, конечно, времени требует. Но зато я не одеревенел, как тот же Галимое». Так вот, с точки зрения Галямова, лег­ кой жизни ищет именно Кошкин, убежден­ ный, что работать людям по десять часов «обязаны запрещать... Чтоб человек мог после работы и книжку почитать, и в са­ модеятельности сплясать, и в баскетбол сыграть, и на .родительское собрание схо­ дить, а не только пить, спать и смотреть телек». • Естественно, столь разные позиции, столь разные точки зрения просто не могут рано или поздно не прийти в столкновение. На­ лицо все предпосылки для интереснейшего разговора о разном отношении к жизни и, в частности, к работе. Но этого не происходит. Не происходит потому, что течение повести плавно свора­ чивает в удобную, проторенную колею: Весь конфликт исчерпывается единственной фра­ зой: Кошкин, в отличие от всего остально­ го руководства, убежден, что «бригадный подряд, как всякий прогрессивный метод, надо внедрять не ради внедрения, не ради отчетов о высоком охвате, а ради роста эффективности производства и качества продукции». Нетрудно заметить, что от «каноническо­ го» он отличается лишь незначительным уточнением: «просто внедрять — внедрять с толком». Настоящий же конфликт, заявленный в самом начале повести, столкновение харак­ теров, разного отношения к жизни, не по­ лучает развития. Не получают развития и сами характеры. И происходит это, видимо, потому, что автор сперва представил нам героев, наделив их темя или иными чертами характера, а потом втолкнул в железную схему старого конфликта. От этого многие черты при дальнейшем развитии сюжета оказались де у дел, более того, они «вы­ ломились» из характеров и испортили всю картину. Как ни странно, но к концу повести при­ ходится признать: книги всемирно извест­ ных авторов, которые в таком изобилии читал Кошкин, не оказали на него ни ма­ лейшего воздействия. Н. Курочкин уверяет, что его герой «смаковал» Марка Твена и Мелвилла. Томаса Манна, Пруста, Экзю­ пери. Но увы, ни классики, ни отцы модер­ низма не вызвали у героя никаких особых раздумий о смысле жизни или, наоборот, о бренности бытия и вообще не повлияли на строй его мышления. Не то Кошкин, как истый «технарь», глотал все это, не жуя, не то автор не учел, что прочитанные книги как-то, пусть даже самым незначи­ тельным образом, но все же сказываются на читателе, тем более опытном. Словом, не упомяни о-н названия всех этих книг, Кош­ кин остался бы просто Кошкиным. Впрочем, одна книга сыграла немало­ важную роль в развитии сюжета. И дело не в том, что подробно рассказанная исто­ рия погони за этой книгой куда достовер­ нее страниц, повествующих о круге кош- КИ'НСКОГО чтения, не в том даже, что именно эту книгу Кошкин штудировал усиленнее всего. Дело в том, что на ее строчках по­ строено все дальнейшее повествование: от конфликта Кошкина с начальством и по­ следовавшего увольнения до восстановле­ ния во всех правах. Книга эта — «Коммен­ тарий к Кодексу законов о труде РСФСР». Вот она-то и оказала самое непосредствен­ ное влияние как на инженера Анатолия Кошкина, так и на весь дальнейший сюжет. Ибо вся остальная часть повести посвяще­ на скрупулезному описанию того, как, какими методами, опираясь на какие параг­ рафы КЗоТа, отстаивал Кошкин свою правоту, доказывал незаконность увольне­ ния и выселения из ведомственной кварти­ ры. Это наименее интересные страницы по­ вести, потому что из области психологии конфликт .оказался переведенным в область чисто юридическую. О подобных произве­ дениях Ф. М. Достоевский когда-то заме­ тил, что весь их реализм «сводится на знание, куда какую просьбу нужно подать». «ЛЯ-МИНОРНЫИ КАДАНС», ИЛИ ПОДМЕНА ГЕРОЯ Л. Штуден в своей книге «Другие люди» рисует мир искусства. Герои его рассказов — студенты и преподаватели консервато­ рии, учащиеся и педагоги музыкального училища. Выглядят они под пером автора неприглядно — это серая масса, скучные люди с низменными интересами, сборище недоумков и циников. «Общаются» они между собой исключи­ тельно на студенческом жаргоне, причем, весь их лексикон исчерпывается нескольки­ ми десятками слов тийа «качумать», «ла­ жа», «кемарить». А если кто-нибудь из этой массы обращает свой взор на вещи, имеющие некоторое отношение к искусству, ничего хорошего из этих попыток не выхо­ дит. Вот как, к примеру, пересказывает один из них чеховскую драму, посмотрев ее «по телеку»: «Там три чувихи мечтают, в течение всей пьесы, уехать в Москву. Но так до занавеса никто не уехал». Оцепеневший от ужаса читатель не без основания ждет появления в этом болоте обещанных «других людей». И они появля­ ются. Жрецы святого искусства, они ра.с- 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2