Сибирские огни, 1986, № 12
КЗоТ ИЛИ КАФКА? (ПОДМЕНА ЛИЧНОСТИ) Повести сборника «Предел -текучести» томского прозаика Н. Курочкина бескон. фликтными не назовешь. Герои их не парят в безвоздушном пространстве, а твердо сто ят на земле, и по этой самой причине не могут не замечать недостатков и, соответ ственно, не вступать в конфликты. Борис Коробков, главный герой повести, давшей название сборнику, просто создан для исправления недостатков. Выражается это во множестве взысканий, «и ни в одном приказе не говорится об упущениях, о не. распорядительности, неисполнительности, недооценке и тэ пэ. Все выговоры — «За превышение полномочий», «За самовольное то-то и то-то», «За преждевременное то-то и то-то». Словом — не за бездействие, а за недозволенные и небезопасные действия! Человек ищет преград и трудностей — и приходится его осаживать. Зато уж когда критическая ситуация — он на коне! «Предел текучести» — так определил Н. Курочкин это ценное качество делового человека. Взято оно из сопромата и дослов. но звучит так: «Когда давление доходит до этого предела, деформации материала на чинают расти и без увеличения нагрузок». То есть, если применить этот термин в пе реносном смысле, получится: чем выше пре дел текучести, тем дольше человек отстаи. вает свое искреннее мнение под напором внешних обстоятельств. Так вот, у Бориса Коробкова, временно исполняющего обязанности управляющего строительным трестом, этот предел очень высок. Когда Коробков узнает, что трестов ский план в полтора раза больше его мощ ности, он, естественно, начинает бороться за реальный план. Перипетии этой борьбы и составляют сюжет повести. Не будем пересказывать, почему ему не удалось победить, не будем также подроб но рассматривать эту действительно ак туальную проблему несоответствия планов и мощностей в строительстве — нас сейчас больше интересует сам Коробков. Автор не навязчиво успел познакомить нас с биогра фией своего героя, тщательно проследил, как закладывалось и развивалось в нем острое чувство «высокого предела», и, надо сказать, читать о становлении молодого характера было очень интересно. Уже сло жилось определенное мнение о герое, пора было запускать действие, развивать сюжет, и тут — удивительное дело — выяснилось, что «врио» управляющего трестом Борис Коробов — совсем не тот молодой чело век, биографию которого мы только что узнали. Биография оказалась куда интерес нее, чем сам герой, Какой он, этот Короб ков, сейчас, что предпримет в следующую минуту, что им движет, кроме желания за щитить интересы треста,— все это оста лось для нас тайной. Одно качество заме нило все остальные, вместо многогранного живого литературного образа получился одномерный характер. В результате повесть оказалась интерес ной более всего в качестве самоучителя для руководителей строительных трестов и, как пишется в аннотациях, «широкого круга лиц, интересующихся этими вопросами». 168 Но, возможно, не только сюжет «поме шал» рождению повести. Критик А. Неве ров в своей статье «Увидеть лицо поколе ния» («Литературная газета», 11 июня 1986 г.) утверждает,, что «в жертву ясности социально-производственного анализа при. носится сложность и богатство жизни, не однозначность внутреннего мира...», и, мол, автор делает это «вполне сознательно». Критик подобную сознательность вменяет чуть ли не в главное достоинство повести «Предел текучести». Со своей стороны, мы не беремся утвер ждать, пошел ли автор на этот шаг созна тельно или нет. Но нам кажется, если су дить по тем главам, где показано время-' препровождение героя, где налицо попытка (именно попытка) заглянуть в его внут ренний мир, то Н. Курочкин все-таки писал именно повесть, а не очерк, где основное место по праву занимал бы «социально- экономический анализ». Мы не подвергаем рассміатриваемые нами произведения тщательному анализу «на художественность», т. е. «умение писать хорошо» (выражение Ф. М. Достоевского), у нас были иные задачи. Но смеем заме тить, что художественность, которой так легко жертвует А. Неверов, повести отнюдь бы не помешала. Известно, что самая жгу чая актуальность не может подменить «художественности». В лучшем случае, ее отсутствие оставит читателя равнодушным, в худшем — скомпрометирует самую высо кую тему. Производственная проза вообще в пос леднее время приносит критикам одни лишь разочарования, тем больше, чем большие надежды на нее возлагались. Пункты обви нения, предъявленные критикой, сводятся к двум основным: прямолинейность характе ров и однообразие • конфликтов. Если пос ледние строятся по отработанной схеме «внедрять — не внедрять», то первые — по не менее надоевшей: «ретроград — но ватор». Дальше начинаются вариации: вы ступает ли в роли ретрограда группа людей или схватка ведется один на один, суть от этого не меняется,— основная идея боль шинства подобных произведений сводится к давно известной нехитрой истине: старое неохотно расстается с тихой спокойной жизнью. Но, несмотря н:а все разочарования и обвинения критики, поток повестей и рома нов на производственную тему не уменьша ется. Писатели старательно, хотя чаще все го и безуспешно, пытаются вырваться из отработанной схемы, найти новый конфликт или хотя бы старый представить в новом ракурсе. В другой повести того же сборника — «Юрис цивилис» — Н. Курочкин вывернул старую схему наизнанку. Консерватором у него оказался главный инженер строитель ного треста Галямов, человек, который не только не ищет спокойной жизни, но, на оборот, всего себя отдает производству. Вот какую характеристику выдает ему ав тор устами своего главного героя: «Из чего складывается его жизнь? Работа в рабочее время, работа в нера бочее время, заседания и совещания в сво бодное от работы нерабочее время, а в промежутках — торопливая еда, сон, пре рываемый звонкам» с трассы, а перед сном осовелое сидение перед голубым экраном с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2