Сибирские огни, 1986, № 12
учебникам, жизнью, со множеством про блем, активное познание мира, умножен ное на свежее, еще не отшлифованное профессионализмом чувство, возможность непосредственного участия в судьбах мно гих дел и людей... Увы, ничего этого в повести не оказа лось. Вернее, поверхностные, чисто меха нические описания командировок и встреч с людьми были. Не было тех реальных проблем, с которыми неминуемо сталкива ется не только журналист, но и человек любой другой профессии. Не увидел или не захотел увидеть их вчерашний выпуск ник университета Алексей Долгов. Дни у него были заняты совсем другим. На ра боте он «маялся без дела, курил»; выез жая в командировку, «стоял в тамбуре ва гона, курил», в свободное от работы вре мя «не торопясь, бесцельно он шел по уз кой улочке, и это ему все больше нрави лось». Нельзя сказать, что новоиспеченный журналист в это время ничего не испыты вал. «Он ощущал, как в груди подыма ется нетерпеливое, радостное возбуждение, предчувствие близких, таких значительных перемен». Но вот думать — вовсе не ду мал. По странной прихоти или недосмот ру автора Долгов, казалось, совсем не обладает этой способностью. Дни проходят за днями, чувства оста ются неизменными, а мыслей все нет. Раз ве только такие вот: «Голова работала четко, ясно, и в груди отчего-то вдруг подымались желания, предчувствия чисто го, ничем не замутненного и обязательного счастья, которое впереди, от которого сладко щемило внутри и увлажнялись глаза... Он думал ровно и вольно, без нап ряжения, легко. Думал о том, что жизнь должна быть, непременно будет замеча тельной, интересной, пусть хлопотной, но счастливой». В командировке, невзначай, встретил Долгов симпатичную девушку Аню, и хоть разговаривал с ней всего несколько минут, «холодок, подымавшийся из груди, пере хватывал дыхание». «Как хорошо! Как пре красно! — думал — не думал, чувствовал он». Это ощущение полного душевного ком форта не оставляет героя на протяжении всей повести. Ему и в бревенчатом клубе «было луч ше, чем в белоколонных залах с хрусталь ными люстрами, с хорошими диксиленда ми. А почему? Это трудно ему объяснить». Для Долгова вообще объяснить хоть что- нибудь — задача исключительно трудная. Его ставит в тупик, выбивает из колеи практически любой факт, ну, например, совместный визит к нему на квартиру Ани и облагодетельствованного им как-то шофера: «Он не мог осмыслить, понять по явление их вдвоем. Впрочем, и по одному они точно так же застали б его врасплох». Автор, правда, сделал попытку как-то обосновать ощущения, а также особен ности мыслительного процесса Долгова: «Он понял, что все его расплывчатые, бес связные полумысли-полумечтания были где- то рядом с ней, около — оттого и было ему хорошо. Аня!..» Только сдается нам, блаженное состояние Долгова нужно объ яснить другими причинами. Все-таки за дачи написать повесть о любви автор се бе явно не ставил. Тут другое, это уж так совпало, что на страницах повести сошлись исключительно милые и душевные люди. Стоит Долгову устроиться на квартиру, хозяйка сразу приглашает его отужинать. «Столько при ветливости и добросердечности было в ее приглашении, что он не испытал никакого смущения». Остановится он на ночлег в гостинице, постояльцы, непременно окажут ся «приветливыми, общительными людьми». Единственный персонаж, слегка выбиваю щийся из этой благостной картины — музыкальный редакто'р Киря Сальский. Он и приход Долгова на радиостудию встре тил как-то равнодушно, без особого во сторга, и «о музыке говорит так, что после него ее не хочется слушать», и желание у него «одно-единственное: жить не хуже, чем все, причем все сразу». Удовлетворяя это желание, Киря покупает себе то доро гую фотоаппаратуру, то катер — на день ги бабушки своей, пенсионерки союзного значения. «Ну да ладно! — решает в кон це концов Долгов.— Парень он неплохой. Порядочный парень». Естественно, о каких-то конфликтах тут и речи быть не может. И хотя бабушка Ки ри Сальского глубокомысленно замечает: «Жизнь не только трудна, она и сложна!»— никакой особой сложности Долгов не чув ствует. Да и не может чувствовать, ведь безоблачный мир повести настолько не име ет ничего общего с настоящим, что это за мечают даже . некоторые герои. Одна из заключительных фраз могла бы послужить эпиграфом ко всей повести: — Очень красиво!—сказала Аня.— Так не бывает. Может быть, и не стоило так долго за держиваться на этой повести, но уж очень характерна для изрядной части современной прозы, особенно молодой, эта острая кон фликтная недостаточность, которая превра щает художественное произведение в мыль ный пузырь, хотя отражающий жизнь, но исключительно в голубом цвете, да еще и с разводами. Трудно сказать, , есть ли потребители у подобного рода литературы, но заявки на нее есть. Например, в подборке читатель ских писем, опубликованных недавно «Ли тературной газетой», было такое пожела ние писателям: «...хочется встретиться на страницах прозы с героем цельным, урав новешенным, знающим, чего он хочет, у которого все нормально в семье и т. д.,— вот какого человека недостает мне в совре менной литературе». Подобные высказыва ния приходится иногда читать и в крити ческих статьях. Ну что ж, Алексей Долгов этим запросам полностью соответствует. Парень он цельный, отлично знает, чего хо чет. Человека уравновешеннее просто труд но найти. И в семье у него наверняка все сложится прекрасно. На бумаге вообще все. довольно легко получается. Особенно если автор занимается не изображением реаль. ной жизни, а ненаучной фантастикой. Прав да, и герой при этом оказывается выдуман ным. Вообще, образ, созданный без кон фликтов: с миром, с бытом, с самим собой, наконец,— будет фальшивым, мертворож денным, как убедительно ни выписывай автор его похождения, каким хорошим че ловеком его ни выставляй. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2