Сибирские огни, 1986, № 12
на своем месте, там, где он больше нужен, для Карякина столь же естественно, как для липатовского Прончатова — желание стать директором. В это просто нельзя не поверить. Психология героя выписана пре дельно достоверно, о нем сказано все, причем на коротеньком отрезке времени и небольшой площади рассказа. Герой другого рассказа В. Курносенко «Савок» — тоже врач, преуспевающий мо лодой хирург, делающий стремительную карьеру. Рассказ построен в виде моноло га героя, и это тоже имеет свое объясне ние — Александр Акимыч встретил своего бывшего однокурсника по прозвищу Са вок, которого не понимал раньше и не может понять до сих пор. Монолог течет гладко, от речей Алек сандра Акимыча сквозит легким превос ходством, и чем больше он говорит, тем все больше становится неприятен. Интел лигентен он только с виду, а движет им на самом деле что-то другое, может быть, даже ему самому не- очень понятное. Но как бы ни маскировался человек, как бы ни старался показаться не таким, каков он есть, внутренняя его сущность непре менно проглянет ненароком, проявится в слове или поступке. В рассказе сущность эта выявляется в ключевой фразе: «Если на меня смотрят, как на дурака, или мне кажется, что смотрят, я таким себя и чув ствую». Ну а кому понравится чувствовать себя дураком? Вот он и старается всеми сред ствами избежать этого ощущения, для того и лезет вверх старательно. Логика нехитрая: если он не вызывает уважения сам по себе, так пусть уважают хотя бы его должность, его кресло. Работу свою Александр Акимыч выпол няет, в обшем-то, неплохо, но лишь до тех пор, пока она входит в его непосредствен ные обязанности. Ему ведь не сама рабо та важна, не больные даже, а совсем дру гое: сколько еще ждать, пока будет у не го свой кабинет с дверью, обитой дерма тином. От любого дела, которое не при ближает его к этому кабинету, он стара ется ускользнуть. Просит его Савок по мочь с повторной операцией, а он считает, что скальпель «в таких случаях лучше уступить автору. Сам делал, сам и отве чай, расхлебывай. А не дай бог помрет мальчик? Зачем мне лишниц грех на ду ду? Мне своих хватает». О том, что мальчик этот — сын Савка, Александр Акимыч знать, конечно, не мог. Но дога даться бы должен: по поведению самого Савка, жены его. И то, что все теперешние старания Александра Акимыча понять Савка оказы ваются безрезультатными, вполне естест венно. Главную мысль о Савке: «Он был тем, кем сам видел себя изнутри», Алек сандр Акимыч принять так и не смог, хотя вертелась она у него в голове. Не смог, потому что слишком уж противоречи ла она его миропониманию, потому что был убежден: все люди — такие, как он, Александр Акимыч, разве только ме нее умные или удачливые, но внутри, в сути своей — такие же. А Савок оказался другим. Ну чем, казалось бы, Александр Акимыч не интеллигент? Умен, образован, культу 166 рен. Однако не смог он когда-то пра вильно решить для себя основной вопрос бытия. Когда именно, при каких обсто ятельствах не сумел или, скорее, не захо тел он его решить, нам неивзестно, но в данном случае это и не столь важно. Важ но, что обнажена псевдоинтеллигентность героя, подделка, тем более страшная, что отличить такого человека от настоящего интеллигента не всегда удается. Проблема выбора стоит или стояла и перед героями других рассказов В. Курно сенко. В судьбе каждого из них была пог раничная ситуация, в которой ему прихо дилось решать что-то очень важное для себя, и именно здесь человек проявлялся полностью. Ограничимся этими заме чаниями о героях В. Курносенко, хотя в его рассказах есть и множество других проблем, над которыми стоит поразмыш лять. Так всегда бывает, если художест венное произведение передает самую суть человека, его мысли, чувства, движущие им мотивы. К сожалению, такое изображение интел лигента встречается отнюдь не так часто, как хотелось бы. Верный способ передать суть в каждом конкретном случае один, а вот проторенных дорог, уводящих в сторо ну,— множество. Бытописатели, например, прекрасно об ходятся без проблемы выбора. Здесь все давным-давно предначертано и размерено, и так как один человек тут ничего не ре шает, а следовательно, ничего не значат и его переживания, отменяется за нена добностями и человеческая душа как вели чина настолько малая, что ей можно пре небречь в расчетах. А иной раз на страницах текущей бел летристики попадаются герои, по поведе нию и внешнему виду которых вообще невозможно понять, что это за люди. Милостью автора им дается высшее обра зование и какая-то специальность, но чем они живут, о чем думают, читателю оста ется только гадать. «НИЧЕГО НЕ ВИЖУ...», ИЛИ ПОДМЕНА РЕАЛЬНОСТИ Повесть «Сигналы точного времени» из первого сборника ленинградца В. Лысова привлекла нас своим подзаголовком: «Не сколько дней из жизни молодого радио журналиста». Скажем сразу, что дням этим потрясти мир суждено не было. И не только потому, что за все эти дни реши тельно ничего, заслуживающего внима ния, в повести не пр О И 3 о ш л о, но и потому, что сама фигура героя, не смотря на общий мажорный тон автора, навела нас на грустные размышления. Вообще-то профессия журналиста — благодатнейший материал для художест венного исследования жизни. Герой, уже по долгу службы обязанный много ездить, многое видеть и в меру сил осмысливать’, обобщать увиденное,— это же просто на ходка для автора. А если вдобавок в ос нову сюжета кладется становление моло дого журналиста — тут возможности отк рываются поистине ненисчерпаемые: пер вое задание, первая командировка, столк новение лоб в лоб с настоящей, не по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2