Сибирские огни, 1986, № 12
Олег КОРОСТЕЛЕВ, Лев ХАНИН ИНТЕЛЛИГЕНТ ПОДЛИННЫЙ И МНИМЫЙ Н а вопрос «Что такое интеллигент ность?» вряд ли кто-нибудь возь мется дать исчерпывающий ответ. Слишком уж сложно, многопланово, труд но определимо это понятие. Зато вопрос, кого можно считать интеллигентом, а ко го нет и почему, обычно решается мгно венно, с необыкновенной легкостью. При чем признаки интеллигентности, критерии, которые при этом идут в ход, нередко кажутся, мягко говоря, забавными. Признавались же едва ли не всерьез непременными атрибутами интеллигента очки и шляпа. Объявлялось характерной чертой и умение вести светскую беседу. А странное словосочетание «мужчина ин теллигентного вида» или того хуже «ин теллигентно одетый человек» до сих пор нередко употребляется как в разговорной речи, так и в литературной. Что при этом имеется в виду, седовласый старичок в пенсне или, наоборот, молодой бородач в свитере, совершенно не ясно. А уж обладатель синих или, реже, крас ных «корочек» об окончании вуза причис ляется к разряду интеллигенции почти ав томатически. Теперь уже, наверное, вряд ли удастся выяснить, зародилось ли то пред ставление в массовом сознании и оттуда перекочевало в словари или, наоборот, разлетелось по миру с легкой руки авто ров энциклопедийных статей; только так, или иначе, а справочная литература трак тует интеллигенцию исключительно как «социальный слой; состоящий из работни ков умственного труда, имеющих образо вание и специальные знания...» Однако вот чеховский Ионыч, например, тоже был «дипломированным специали стом», а назвать его всерьез интеллиген том язык как-то не поворачивается. Школьник на уроке литературы мог бы сказать о нем: «Это не настоящий интел лигент». А какой же — настоящий? «Начнем с того, что явление это—интел лигентный человек — редкое,— говорил В. Шукшин.— Это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требу ется — для созвучия — «подпеть» могу чему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость... И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном чело веке — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель». Конечно же, дело не в шляпе. Но если судить таким судом, очень многим надо «встать и снять шляпу». Увы, таким судом людей умственного труда судят довольно л редко. Причем не только в жизни, но и в литературе. Во многих произведениях текущей прозы об интеллигентном герое можно судить лишь по его внешнему виду. В лучшем случае, авторы награждают его обостренным чув ством справедливости, бескорыстием... да практически любым из положительных душевных свойств. Могут показать и его специфический образ жизни. Но ни каж дый из этих признаков в отдельности, ни все они, вместе взятые, истинной интел лигентности не гарантируют, хотя, конеч но, и отобрать у интеллигента большин ство из этих черт нельзя. Они обязатель ны, но не основополагающи. Ю. Трифонов, много размышлявший над этой проблемой, определял интелли гентность как «три понятия вместе: обра зованность, душевные качества, миропони мание». Естественно, это не может быть механическим набором, тут все взаимо связано, а стало быть, можно выделить одно главное качество, из которого выте кают все остальные. Ни образование, ни отдельные душевные качества сами по себе ни о чем еще не говорят. Честный человек не обязательно будет добрым, а бескорыстный — умным. Другое дело — человек мыслящий. Не просто рассужда ющий, не думающий даже, а мыслящий. Интеллигент начинается именно со стрем ления осмыслить жизнь: окружающий мир, себя, свое место в этом мире. Это стрем ление неминуемо потребует знаний, образо вания или самообразования. На их осно ве строится какая-то модель мира, рожда ются теории, мысли, идеи, которые нужно немедленно поверить жизнью. Тут и реша- 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2