Сибирские огни, 1986, № 12
Радуга, как явление природы, прекрасна, поэтична сама по себе. И пробуждая в чи тателях чувство прекрасного, «поэзии поля на» должна находиться именно по ту сторо ну радуги. Таков смысл 'стихотворения. Возьмем еще одно стихотворение «Мойся росою с цветов», ставшее песней: Поднявш ись рано утром, М ойся росою с цветов, Удивиш ь кого угодно Румяными щ еками ты. На прекрасном кубке распустившегося цветка накопилась прозрачная ночная роса. Это — удивительная, прекрасная влага. И потому человек, моющийся ею, должен быть всегда красивым и молодым. Через это ус ловное утверждение поэт выражает полно ту жизни и, подобно И. Гоголеву («Учись быть красивым»), призывает учиться кра соте у природы. Вот как звучит финал это го небольшого произведения: Н асколько гордиться будешь Красотою природы ты, Н астолько прекрасной станешь Своей наружностью , душой. У поэта должна быть богатая фантазия, без которой вообще поэзия немыслима. Есть, оказывается, чудесная — Буйная фантазия. И ной раз тягаться не может С ней и сама История. При помощи ее поэт может объехать пределы Солнечной системы, не ограничи ваясь рамками различных эпох, разговари вать с великими людьми прошлого. Однако даже самая «буйная» фантазия должна быть жизненной, правдивой. Следуй лишь за правдой, Буйная фантазия. Солжеш ь ж е -— себе пеняй — Сотрет без жалости История. Стало быть, М. Ефимов применяет фанта зию (читай условность. — Н. В.) с целью полнее высказать правду самой жизни. По смотрим это на примере сатирической поэ мы «Веселый Кёчен». Харлампия Бергетова избрали заведую щим. Раньше он был, по-видимому, тихим, исполнительным работником. Теперь же, спустя неделю как получил новую долж ность, стал всеми командовать да покрики вать. Своих прежних друзей и родственни ков ни во что не ставит. Тут поэт, чтобы нагляднее показать «гор деливость» Харлампия, применяет чудесное «увеличительное стекло» (В. В. Маяков ский): вдруг вытягивается шея у заведую щего и голова его доходит до потолка. Увидя такую страшную картину, окружаю щие ужасаются, а затем призывают к «больному» врача. Врач же, оказывается, в таком деле не в силах что-либо сделать. Харлампий еще усерднее стал бить себя в грудь, покрикивая: «Я — великий чело век». Начали стягиваться люди к дому «ве ликана». И тут является им из легенды сам Веселый Кёчен, проказник и праведник. Проходя прямо в дом Бергетова, Кёчен говорит ему: «Товарищ Бергетов! Я при шел к вам, чтобы довести до сведения указ вышестоящей организации. Вы не можете более поместиться в узкой сфере, да и этот маленький дом уже не по вам!» Услышав эти слова, Бергетов радуется: что-де пра вильно решили там — такого человека, как он, следовало бы еще повысить в должнос ти. Веселый Кёчен передает, что выслали за Бергетовым машину, чтобы последний, до назначения на новую должность, немно го отдохнул на лоне природы. Как только они выходят на улицу, у Бер гетова еще больше удлиняется шея. Он уже не помещается в машину, и шея, проби ваясь через окно, возвышается как теле графный столб. Гак они доезжают до бере га реки Лены. Там Харлампий «увеличил ся» до такой степени, что голова у него — где-то у облаков. Через пять дней после этого Бергетов на чал уменьшаться. И, наконец, доходит до обыкновенных размеров. Как видим, и здесь гротесковый прием выбран удачно. Поэт достиг изначальной цели: наглядно показал, к чему может при вести чрезмерная «горделивость» таких лю дей, как Харлампий Бергетов. М. Ефимов вообще удачно работает в жанре сатиры. Книга «Веселый Кёчен» сос тоит из одних сатирических произведений (в большинстве из басен), где условность играет главную роль. Это же можно наб людать в баснях других якутских поэтов — Петра Тобурокова и Константина Туйар- ского, например. Однако рамки данной ста тьи не позволяют углубиться в эту область. Думается, эта совершенно самостоятельная тема требует отдельной разработки. Обращение к фольклорному образу Весе лого Кёчена и его обновление в сатиричес ких произведениях М. Ефимова мы рас сматриваем как удачную поэтическую на ходку. Благодаря этому якутская детская литература обогатилась еще одним юмори стическим персонажем. Итак, если подытожить все сказанное выше, использование условных средств в поэзии И. Гоголева и М. Ефимова связано, во-первых, с отражением в литературе осо бенностей детской психологии; во-вторых, с требованиями некоторых жанров литерату ры социалистического реализма (сатиры, например); в-третьих, со спецификой фольклорных произведений; в-четвертых, с усилением романтического течения во всей советской литературе с середины 60-х го дов. Возьмите сейчас сборник любого якут ского поэта, и вы непременно обнаружите, что в каждом из них обязательно присут ствует художественная условность. Однако при всем этом нельзя утверждать, что поис ки в области художественной условности в якутской поэзии завершились. Наоборот, они получают свое дальнейшее развитие. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2