Сибирские огни, 1986, № 12

тырю из олонхо, преодолевает различные препятствия, попадает в фантастические ситуации, но в конце концов добирается до того места, где «на макушке серебря­ ной горы растет хрустальное дерево, на ветке которого висит золотой галстук». Так же «таинственно», как начал, поэт заканчивает свое произведение: Вырастите героями, И тогда, наверняка, Увидите тот гал стук золотой. «Снегурочка» интересна тем, что в ней сказочное вполне естественным образом сочетается с реалистической достовер­ ностью. Здесь есть и черты сатирической условности. Например, по велению Дедуш­ ки Мороза у неуспевающего и непослуш­ ного ученика Пети вырастают длинные уши и хвост. В зрелой поэзии И. Гоголева условность пронизывает ткань всех произведений, не­ зависимо от жанра — будь то поэмы или небольшие стихотворения. Вместе с тем она все больше обогащается новыми фор­ мами. В настоящей статье нет возможности исследовать произведения крупных жан­ ров. Поэтому остановимся на наиболее ха­ рактерных условных стихотворениях И. Гоголева и на основе их анализа попы­ таемся сделать некоторые предваритель­ ные обобщения. Возьмем стихотворение «Смерть лебе­ дя». Вот как оно начинается: Возвращается лебедь на озеро любимое В свой последний, предсмертный час. Спускаются с неба звезды лучистые На поверхность воды — проститься. Спустившись, они дают священную клят­ ву, что «всегда будут вечно синие звезды и небо далекое». Умирая, лебедь тут же превращается в «звонкое сияние месяца». И автор заключает свое стихотворение строками: «Пусть люди учатся умирать так же красиво, как лебедь». А. Хримли писал в статье «Эстетическая проблема условности»: «Условный прием, если он найден удачно и хорошо пере­ дает мысль автора, не производит впечатле­ ния чего-то искусственного, надуманно­ го...» Главная мысль поэта заключается в по­ следних строках: показать людям, как красиво умирает лебедь. Тут можно спро­ сить: а разве это невозможно сделать ре­ алистическими средствами? Конечно, мож­ но. Но поэт выбирает именно условные, потому что ему хочется добиться большей выразительности, экспрессивности. Не слу­ чайно в начало стихотворения вдруг впле­ таются сказочные строки: «Спускаются с неба звезды лучистые на поверхность во­ ды— проститься». Отсюда изображение идет уже по другому, условному, руслу. Вспомним «священную клятву» звезд и то, что, умирая, лебедь превращается в «звон­ кое сияние месяца». Но здесь каждое слово, каждая строка и строфа внутренне, скрытно мотивированы. ...На темном фоне зеркальной поверх­ ности лесного озера белеет одинокий ле­ бедь. В неподвижной воде ярким бисером отражаются звезды. Долго сидит, пону­ 160 рив'голову, старая птица. Затем, как будто прощаясь, делает головой несколько пок­ лонов. Малюсенькие серебряные волны-кру­ ги излучаются на мгновение из-под крыл и груди лебедя и, постепенно распростра­ няясь, расширяясь, образуют уже заметное колебание водной поверхности. И тогда отраженные блики звезд, перейдя в дви­ жение, соединяясь, окружая птицу блестя­ щим роем, словно дают «священную клят­ ву»: они прощаются навеки с лебедем- птицей, возвратившейся «в свой послед­ ний, предсмертный час к любимому озеру». Они тихо клянутся, что «всегда будут си­ ние звезды и небо далекое». В послед­ ний миг см%рти священной (для якутов) птицы печалится окружающая природа, все окружающее в последний раз пытает­ ся помочь ей. Но увы! Пришел немину­ емый конец. Собрав последние силы, ле­ бедь поет свою «лебединую песню», кото­ рая раздается звоном хомуса, прославляя красоту свободы. Но вот обрывается и эта дивная песня-мелодия. Лебедь вытяги­ вает шею вперед, а крылья — в стороны. В этой позе он напоминает новый, только что строганный деревянный крест. Лебедь умирает. И тут же он превращается «в звонкое сияние месяца»! Нет теперь того лебедя, котрый своим оперением «светил» в полутьме лесного озера, но зато сереб­ ристо сияет полная луна. Таким образом, исчезновение маленько­ го живого «светила»-лебедя как бы ’.порож­ дает другое, огромное светило — луну. Эта картина превращения лебедя в сияние луны тем хороша, что она передает конеч­ ную мысль автора: надо жить так, чтобы и после смерти сиять еще большим светом. Интересно и стихотворение «Алмазный человек». Поэт в нем сообщает потрясаю­ щую новость: по городу Якутску гуляет алмазный человек, весящий без малого семьдесят килограммов. По слухам, он умывается, ест, улыбается и даже ходит в театр, словом, ведет себя как обыкновен­ ный человек. Лирический герой стихотво­ рения, не выдержав соблазна, прибегает в гостиницу посмотреть на него. Алмазный человек встречает его радушно. Комната, где поселился необыкновенный жилец, свегла, и лирический герой догадывается: человек осветил ее своим блеском. На сто­ ле лежит томик Пушкина: «и слово то ал­ мазное он чтит». В конце концов выясняется, что алмаз­ ный человек — экскаваторщик из алмаз­ ного города Мирного. В финале стихотво­ рения поэт еще раз уверяет читателей, что действительно живет в гостинице «Лена» алмазный человек. Причем поэт нигде принципиально не берет слово «алмазный» в кавычки. «По логике гипотезы» получа­ ется: алмаз — очень дорогой и нужный "ми­ нерал, но люди, добывающие его, не менее ценны и нужны стране. Тут можно ста­ вить знак равенства. Так оправдывается создание фантастического образа алмаз­ ного человека. Как видим, здесь выявляется еще одна характерная особенность поэтики И. Гого­ лева: оба рассмотренные стихотворения есть развернутые метафоры. Поэзии И. Гоголева свойственна и услов­ ная ассоциативность. Например;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2