Сибирские огни, 1986, № 12
тырю из олонхо, преодолевает различные препятствия, попадает в фантастические ситуации, но в конце концов добирается до того места, где «на макушке серебря ной горы растет хрустальное дерево, на ветке которого висит золотой галстук». Так же «таинственно», как начал, поэт заканчивает свое произведение: Вырастите героями, И тогда, наверняка, Увидите тот гал стук золотой. «Снегурочка» интересна тем, что в ней сказочное вполне естественным образом сочетается с реалистической достовер ностью. Здесь есть и черты сатирической условности. Например, по велению Дедуш ки Мороза у неуспевающего и непослуш ного ученика Пети вырастают длинные уши и хвост. В зрелой поэзии И. Гоголева условность пронизывает ткань всех произведений, не зависимо от жанра — будь то поэмы или небольшие стихотворения. Вместе с тем она все больше обогащается новыми фор мами. В настоящей статье нет возможности исследовать произведения крупных жан ров. Поэтому остановимся на наиболее ха рактерных условных стихотворениях И. Гоголева и на основе их анализа попы таемся сделать некоторые предваритель ные обобщения. Возьмем стихотворение «Смерть лебе дя». Вот как оно начинается: Возвращается лебедь на озеро любимое В свой последний, предсмертный час. Спускаются с неба звезды лучистые На поверхность воды — проститься. Спустившись, они дают священную клят ву, что «всегда будут вечно синие звезды и небо далекое». Умирая, лебедь тут же превращается в «звонкое сияние месяца». И автор заключает свое стихотворение строками: «Пусть люди учатся умирать так же красиво, как лебедь». А. Хримли писал в статье «Эстетическая проблема условности»: «Условный прием, если он найден удачно и хорошо пере дает мысль автора, не производит впечатле ния чего-то искусственного, надуманно го...» Главная мысль поэта заключается в по следних строках: показать людям, как красиво умирает лебедь. Тут можно спро сить: а разве это невозможно сделать ре алистическими средствами? Конечно, мож но. Но поэт выбирает именно условные, потому что ему хочется добиться большей выразительности, экспрессивности. Не слу чайно в начало стихотворения вдруг впле таются сказочные строки: «Спускаются с неба звезды лучистые на поверхность во ды— проститься». Отсюда изображение идет уже по другому, условному, руслу. Вспомним «священную клятву» звезд и то, что, умирая, лебедь превращается в «звон кое сияние месяца». Но здесь каждое слово, каждая строка и строфа внутренне, скрытно мотивированы. ...На темном фоне зеркальной поверх ности лесного озера белеет одинокий ле бедь. В неподвижной воде ярким бисером отражаются звезды. Долго сидит, пону 160 рив'голову, старая птица. Затем, как будто прощаясь, делает головой несколько пок лонов. Малюсенькие серебряные волны-кру ги излучаются на мгновение из-под крыл и груди лебедя и, постепенно распростра няясь, расширяясь, образуют уже заметное колебание водной поверхности. И тогда отраженные блики звезд, перейдя в дви жение, соединяясь, окружая птицу блестя щим роем, словно дают «священную клят ву»: они прощаются навеки с лебедем- птицей, возвратившейся «в свой послед ний, предсмертный час к любимому озеру». Они тихо клянутся, что «всегда будут си ние звезды и небо далекое». В послед ний миг см%рти священной (для якутов) птицы печалится окружающая природа, все окружающее в последний раз пытает ся помочь ей. Но увы! Пришел немину емый конец. Собрав последние силы, ле бедь поет свою «лебединую песню», кото рая раздается звоном хомуса, прославляя красоту свободы. Но вот обрывается и эта дивная песня-мелодия. Лебедь вытяги вает шею вперед, а крылья — в стороны. В этой позе он напоминает новый, только что строганный деревянный крест. Лебедь умирает. И тут же он превращается «в звонкое сияние месяца»! Нет теперь того лебедя, котрый своим оперением «светил» в полутьме лесного озера, но зато сереб ристо сияет полная луна. Таким образом, исчезновение маленько го живого «светила»-лебедя как бы ’.порож дает другое, огромное светило — луну. Эта картина превращения лебедя в сияние луны тем хороша, что она передает конеч ную мысль автора: надо жить так, чтобы и после смерти сиять еще большим светом. Интересно и стихотворение «Алмазный человек». Поэт в нем сообщает потрясаю щую новость: по городу Якутску гуляет алмазный человек, весящий без малого семьдесят килограммов. По слухам, он умывается, ест, улыбается и даже ходит в театр, словом, ведет себя как обыкновен ный человек. Лирический герой стихотво рения, не выдержав соблазна, прибегает в гостиницу посмотреть на него. Алмазный человек встречает его радушно. Комната, где поселился необыкновенный жилец, свегла, и лирический герой догадывается: человек осветил ее своим блеском. На сто ле лежит томик Пушкина: «и слово то ал мазное он чтит». В конце концов выясняется, что алмаз ный человек — экскаваторщик из алмаз ного города Мирного. В финале стихотво рения поэт еще раз уверяет читателей, что действительно живет в гостинице «Лена» алмазный человек. Причем поэт нигде принципиально не берет слово «алмазный» в кавычки. «По логике гипотезы» получа ется: алмаз — очень дорогой и нужный "ми нерал, но люди, добывающие его, не менее ценны и нужны стране. Тут можно ста вить знак равенства. Так оправдывается создание фантастического образа алмаз ного человека. Как видим, здесь выявляется еще одна характерная особенность поэтики И. Гого лева: оба рассмотренные стихотворения есть развернутые метафоры. Поэзии И. Гоголева свойственна и услов ная ассоциативность. Например;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2