Сибирские огни, 1986, № 12
перь не довольствуются констатацией фак тов и не увлекаются лишь внешней описа- тельносгыо, а пытаются выразить прежде всего движения человеческой души, смело экспериментируют. Это прежде всего относится к таким якутским поэтам, как Иван Горолев и Мо исей Ефимов. Это —- самые яркие представители ус ловно-ассоциативного течения в современ ной якутской поэзии. Более того, на наш взгляд, они являются как бы зачинателями этого чрезвычайно сложного, но очень плодотворного литературного приема. Их общей чертой является еще и го, что они —поэты-романтики. Об этом говорит каж дая строка их стихов, да и они сами при знаются в этом. В одном из стихотворений И. Гоголев так и пишет: Знаю я только одно — Я неисправимый романтик. («Встречай меня без треволнений») Основоположник советской литературы Л. М. Горький в своем докладе на I Все союзном съезде советских писателей вы сказал мысль, очень точно характеризую щую сущность романтизма и художествен ной условности. «Миф — это вымысел. Вы мыслить— значит извлечь из суммы реаль но данного основной его смысл и вопло тить в образ,— так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить —домыслить, по логике гипотезы,—желаемое, возможное и этим еще дополнить образ, — получим тот ро мантизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен тем, что способствует воз буждению революционного отношения к действительности,— отношения, практи чески изменяющего мир (подчеркнуто мною. — Н. В.). Именно так можно охарактеризовать суть романтизма и художественной услов ности в поэзии И. Гоголева и М. Ефимова: «домыслить по логике гипотезы...». Они сознательно идут на это, чтобы в конечном счете утвердить правду жизни. Иногда они пользуются «готовой» услов ностью фольклорных сюжетов. Однако они подходят к этому творчески, бережно вы бирая все приемлемое. А порой и са,ми создают оригинальные условные произве дения. К таковым относятся космогонисти- ческая поэма И. Гоголева «Большая мед ведица» и «Мальчик с Зайкин хв'остик» М. Ефимова. Оба поэта —лирики в самом прямом значении этого слова. Они одинаково силь ны и в гражданской, и в интимной лири ке. Оба близки к своеобразной северной природе. И. Гоголев, например, утвержда ет, что он сам есть природа (стихотворе ние так и называется «Сам я — природа»), У М. Ефимова же больше экзотического — в хорошем смысле слова. Кроме поэзии, И. Гоголев серьезно зани мается драматургией. Им написаны музы кальная сказка-пьеса «Долина стерхов», либретто для первой якутской оперетты «Цветок Севера», драмы «Майское небо», «Каменный олень», «Наара суох», «Утро Лены», «Сердце солдата», «Через ушко иголки», «Слеза» и др. Все они поставлены на сценах Музыкального и драматического театров. На либретто И. Гоголева компо зитор 3. Степанов написал оперу «Колы бельная», за что был удостоен 1-й пре мии и золотой медали Союза композито ров РСФСР 1985 года, посвященной 40- летию Победы. Нельзя не отметить успехи И. Гоголева и в жанре прозы. Им созданы повести «Я вас люблю», «Медвежья желчь», роман «Черный стерх» (задуман как трилогия, изданы две первые книги). М. Ефимов в последние годы также на чинает писать прозу — изданы его повести «Зрелище Кёчена», «Таинственная шка тулка», «Волшебный хомус». Рассмотрев общие черты творчества И. Гоголева и М. Ефимова, перейдем к не которым индивидуальным особенностям использования ими художественной услов ности в поэзии. О применении условности в поэзии Ива на Гоголева впервые сказал Н. Тобуроков: «Иван Гоголев является таким поэтом- романтиком, который, не останавливаясь ни перед какой условностью, смело созда ет новые образы. ...Эти характерные черты сначала не были так заметны, они особен но усилились в последних книгах поэта («Лирика», 1965; «Горсть земляники», 1968; «Под девятью небесами», 1970)». Действительно, три названные книги и последующие поэтические сборники изоби луют произведениями с условной формой и содержанием. Однако мы должны отме тить, что творчество поэта с самого начала имело такую тенденцию. Это было замет но уже во втором сборнике «В дальний путъ» (1956), а целый раздел детской книги «Снегурочка» (1958) состоит из од них сказочно-условных произведений. Думаем, и в этом И. Гоголев имел сво их предшественников. Известно, что в во енной и послевоенной якутской литерату ре успешно работал безвременно ушед ший из жизни поэт яркого таланта, про заик и драматург, участник Великой Оте чественной войны Тимофей Егорович Сме танин. Он был, в основном, детским писателем. В свои стихотворения и проза ические произведения Т. Сметанин смело ввел сказочно-условные образы, соответ ствующие психологии детворы. Таковы, на наш взгляд, его известные поэмы «Олонхо кота» и «Сказка про медведя», некоторые фрагменты его повестей «Охотник Мэхэ- лэчээн» и «Егор Чэрин». Таким образом, попутно можно указать на интересное явление в послевоенной якутской литературе: перед тем, как полу чить применение в публицистических и гражданских стихах, художественная ус ловность пробила себе дорогу в произве дениях для детей. В этом несомненная за слуга Т. Сметанина и И. Гоголева. Уже в «Снегурочке» проложены основ ные пути использования художественной условности, получившей дальнейшее раз витие в поэзии И. Гоголева. В этом отношении особенно характерен раздел книги, названный поэтом «Сказки моей бабушки». Сказка «Харачаан» прони зана романтической условностью, ибо с самого начала поэт призывает своих ма леньких друзей в поход, в дальние края за золотым галстуком, который доступен лишь смелым. Скромный мальчик Хара- чаан отправляется на поиски этого чу десного галстука. На пути, подобно бога 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2