Сибирские огни, 1986, № 12
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. ВИНОКУРОВ УСЛОВНОСТЬ И. ГОГОЛЕВА И О дной из характерных черт современ ной якутской литературы являет ся заметная активизация художест венных поисков в области формы. Еще в 1965 году один из ведущих якут, ских поэтов И. М. Гоголев писал: «Не- успокоеняе своими достижениями, не устанные поиски нового — вот основное качество наших передовых поэхов-совре- менников». Думается, не случайны уже сами назва ния книг якутских поэтов, выпущенных в издательствах Москвы: «Ищу алмазы» Л. Попова, «Ищу волшебный подснеж ник» И. Гоголева и др. Но главной осо бенностью современной якутской поэзии является то, что в нее вливаются все но вые и новые стихи, поднимающие злобо дневные вопросы современной действитель ности, пронизанные глубоким философ, ским смыслом, где немалую роль играет, наряду с другими выразительными сред ствами, и художественная условность. На эту характерную черту современной советской литературы указал известный ли тературовед Ю. Андреев в статье «Когда условное становится безусловным»: «60-е годы удивительно наглядно подчеркнули многообразие творческих индивидуально стей советских писателей, в произведениях которых условность воспринимается как вполне органичный прием». Он же отме чает, что за последние годы талантливые произведения, органически включающие в свою поэтику условные приемы, появи лись во многих литературах братских на родов. Условность в предвоенной якутской со ветской поэзии не была еще особенностью стиля писателей. Поэты использовали эти средства наравне с другими формами. Только поэзия Таллан Бюрэ в этом отно шении стоит особняком. После 60-х годов картина резко изменилась, ибо условность 158 В по э зии М. ЕФИМОВА стала характерной особенностью поэтиче ского мышления и создания образов у ря да якутских поэтов. Поиск новых форм всегда сопровождает ся риском. Обратная сторона условности — абстрактность, искусственность, отход от правды жизни особенно характерны для современного буржуазного искусства. И в советской литературе художественная ус ловность имеет сильные и слабые сторо ны. Но слабые стороны здесь нельзя отождествлять с модернистскими изощре ниями. Художественная условность в творчест ве современных якутских поэтов не фор мальный, а содержательный прием. При создании условных образов они сначала как будто бы отходят от правды жизни, но это делается для того, чтобы в конеч ном счете еще ярче, нагляднее, доходчи вее выразить ее. В этом смысле их услов ность противостоит условности буржуаз ного искусства, где форма произвольно деформируется во вред содержанию. Осо бенно это характерно для абстракциониз ма. Выражая свое неприятие последнего, Иван Гоголев писал: Н а дуэль абстракциониста Вызвать бы смогли Рассерженные поляны, О биженные ручьи1. Современные якутские поэты обращают ся к условности по причинам насущной творческой необходимости. Их -особенно привлекает глубокая содержательность, масштабность, выразительность, общече ловеческий характер приемов условности. Ведущие якутские поэты, сверяя свой шаг с задачами времени, заметно углуби лись в исследование современной жизни. Их голос с каждым днем крепчает. Они те- 1 Подстрочны й перевод здесь и дальше — авто ра статьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2