Сибирские огни, 1986, № 12

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. ВИНОКУРОВ УСЛОВНОСТЬ И. ГОГОЛЕВА И О дной из характерных черт современ­ ной якутской литературы являет­ ся заметная активизация художест­ венных поисков в области формы. Еще в 1965 году один из ведущих якут, ских поэтов И. М. Гоголев писал: «Не- успокоеняе своими достижениями, не­ устанные поиски нового — вот основное качество наших передовых поэхов-совре- менников». Думается, не случайны уже сами назва­ ния книг якутских поэтов, выпущенных в издательствах Москвы: «Ищу алмазы» Л. Попова, «Ищу волшебный подснеж­ ник» И. Гоголева и др. Но главной осо­ бенностью современной якутской поэзии является то, что в нее вливаются все но­ вые и новые стихи, поднимающие злобо­ дневные вопросы современной действитель­ ности, пронизанные глубоким философ, ским смыслом, где немалую роль играет, наряду с другими выразительными сред­ ствами, и художественная условность. На эту характерную черту современной советской литературы указал известный ли­ тературовед Ю. Андреев в статье «Когда условное становится безусловным»: «60-е годы удивительно наглядно подчеркнули многообразие творческих индивидуально­ стей советских писателей, в произведениях которых условность воспринимается как вполне органичный прием». Он же отме­ чает, что за последние годы талантливые произведения, органически включающие в свою поэтику условные приемы, появи­ лись во многих литературах братских на­ родов. Условность в предвоенной якутской со­ ветской поэзии не была еще особенностью стиля писателей. Поэты использовали эти средства наравне с другими формами. Только поэзия Таллан Бюрэ в этом отно­ шении стоит особняком. После 60-х годов картина резко изменилась, ибо условность 158 В по э зии М. ЕФИМОВА стала характерной особенностью поэтиче­ ского мышления и создания образов у ря­ да якутских поэтов. Поиск новых форм всегда сопровождает­ ся риском. Обратная сторона условности — абстрактность, искусственность, отход от правды жизни особенно характерны для современного буржуазного искусства. И в советской литературе художественная ус­ ловность имеет сильные и слабые сторо­ ны. Но слабые стороны здесь нельзя отождествлять с модернистскими изощре­ ниями. Художественная условность в творчест­ ве современных якутских поэтов не фор­ мальный, а содержательный прием. При создании условных образов они сначала как будто бы отходят от правды жизни, но это делается для того, чтобы в конеч­ ном счете еще ярче, нагляднее, доходчи­ вее выразить ее. В этом смысле их услов­ ность противостоит условности буржуаз­ ного искусства, где форма произвольно деформируется во вред содержанию. Осо­ бенно это характерно для абстракциониз­ ма. Выражая свое неприятие последнего, Иван Гоголев писал: Н а дуэль абстракциониста Вызвать бы смогли Рассерженные поляны, О биженные ручьи1. Современные якутские поэты обращают­ ся к условности по причинам насущной творческой необходимости. Их -особенно привлекает глубокая содержательность, масштабность, выразительность, общече­ ловеческий характер приемов условности. Ведущие якутские поэты, сверяя свой шаг с задачами времени, заметно углуби­ лись в исследование современной жизни. Их голос с каждым днем крепчает. Они те- 1 Подстрочны й перевод здесь и дальше — авто­ ра статьи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2