Сибирские огни, 1986, № 12
На кладбище, где он похоронен, на Ва ганьковском, много могил. Ограды, плиты. Памятники разных видов и времен. Пяти десятых годов. Шестидесятых. Есть могила с надписью на белом мраморе — «Незаб венной Эллочке...» Кто бы сейчас написал так: «незабвенной»? Глядишь, а в памяти послевоенные наши коммуналки, высокие потолки, толстые, не пропускающие звуков стены. Домработницы, персональные шофе ры... разговоры о родителях при выборе жениха или невесты. Полковники, генера лы. Знаменитые хирурги. Артисты, балери ны, певцы. И просто люди, жившие, соз дававшие собою время. В застольях на праздниках певшие тЭнорами. Разливисто. «Я встретил вас-с...» Не понимая особенно, о чем речь, слушая з в у к , дополнительно радуясь ощущением: красиво, культурно. Культура чем-то вроде масла на хлеб — бу тербродное, прибавляющее, престижное. 3 нее не уходили, пытаясь осмыслить время и себя, не черпали силу и понимание, прощение и великодушие, а наоборот, гордились ею, чванились, выпячивали грудь в пижамном пиджаке, презирали «некультурных». Пуш кина знали по «Туча мглою небо кроет...» Есенина читали, гордясь как криминалом, слезно сочувствуя ж и в о й е ще с т а р у шк е . На Достоевского помарщивали носик, а у Толстого любили первый бал Наташи Ростовой. И чего-то ниспровержение еще, громыхание, громыхание слов. Некий накал и размахивание кулаками; всегда, впрочем, разумно не забывающее, в какую сторону махать. Тяжелое, напыщенное, драматичес кое и... трогательное уже время... приятно безопасно трогающее, как все, что сдела лось позади. «Вчера», из которого вырос ло наше «сегодня». Из которого в сущ ности все мы, сегодняшние, и родились. Время, несмотря ни на что, исполненное истинного пафоса, п о д л и н н о е , ибо боль, смерть и надежды людей всегда — и тоже — были и останутся священными навеки. Стою у могилы, подсчитываю: в 1956 го ду Высоцкому было восемнадцать лет. Помню, в общежитии мединститута на одном туристском межпоходнсм застолье один хороший парень по имени Витя Мар кин1 взял прислоненную к стеночке гитару и обыкновенным, но уверенным и точным голосом спел: «Я Як-истребитель, мотор мой звенит, небо — моя обитель...» — и словно б свежею водой плеснул на лицо. Впервые я и услышал тогда э т о: «ТОТ, КОТОРЫЙ ВО МНЕ СИДЕЛ...» Ну да, та самая, редковатая по тем временам, очи стительная, к себе взыскующая, к собст венной совести, интонация. Из нашей род ной литературы XIX века, откуда ж еще? «Тот, который во мне сидел...» Пускай и не совсем даже та, пусть просверком только, ступенькою к иной, из иного ряда, мысли, но ведь было же э т о все-таки, просверк нуло ж! А потом: «Нет, ребята, все не так; все не так, ребята...» А потом: «Угорю я, и мне, угорелому-у-у пар горячий развяжет язы-ы-ык...» А в конце уж — лучшее из всего, что и могло-то случиться для нас в те годы:1 1 Н е чемпион, а другой. «Кони», кони, конечно, привередливые. Коль дожить не успел, так хотя бы допе-е-еть! Медленное не от поднебесной высоты, а от «перебоев в сердце» кажущееся плавным парение обреченной, обрученной уж с ги белью птицы. Последний великолепный круг орла перед предрешенным ударом грудью оземь. Вот... вот оно: умри— и будешь жив. Не поберегись, не смалодушничай, не по жалей себя для святого дела, и тут-то, тут и останешься как раз жив по-настоя щему. Останешься, а душа твоя пребудет творящей. , «В гости к богу не бывает опозданий...» Бывает, бывает, думаю. Бывают и туда опоздания. Когда до смерти, к примеру, ты вполне успеваешь скурвиться. . . . . . . • ■ » • • • я И все-таки в чем же оно было, в чем пряталось и заключалось именно вот его, Высоцкого? Иногда казалось,—а то и было, пожалуй, — берутся слова и, не шибко долго разду мывая, бросаются в некий раздутый и все больше раздуваемый удачно пойманной эмоцией огонь. Идиомы, расхожие слозеч- ки, кусочки чуть ли не анекдотов, каких-то театральных ролей, всяческого рода ассо циации (среди них явно плохие, лежащие поверху, а то и поразительные по смелой свежести и перворожденности), белые нит ки «поэтических» украшений в виде аллите раций, консонансов и сложносоставленных рифм, говорящие скорее о внешней заботе, о щегольстве и эффекте, а не о серьезном и сокровенном смысле. Казалось, что в иной такой песне и объединяющей идеи по существу нет, только так, эклектика краси вая, художественно непозволительное а в о с ь , короче—куда кривая вывезет. Что ж, повторим, так оно, наверное, порою и было, как ни жаль. Но — и сие-то в тыщу раз поважнее любой неудачи — случалось, что откуда-то из-под всей это э к л е к т и - к и, из неведомых глубин и незатронутых словно никем недр нежданно хлынет вдруг, грянет—голосом ли? интонацией? силою са мого переживания? — да, да, хлынет и пря нет вот это его н е ч т о , и... уж все, и гото во уж дело, глядишь: слилось, спаялось и есть. Есть! Писал, выходит, и слабые вещи. Да, не боялся, не страшился и этого. Но все море, весь громадный разлив его песен были, думается, неким все же необ ходимым подготовительным раствором, в котором нет-нет да и выпадали столь во обще редкие, а потому и бесценные крис таллики искусства. Как-то на собачьей выставке мне повез ло, и я увидел редкую в наших краях со баку:. бульдога. Это была сука, немоло дая уже, лет десяти, — морда у нее на чинала седеть. Рядом и неподалеку про хаживались на здоровенных лапах мос ковские сторожевые, лаяли, скаля сахар ные зубы, восточноевропейские овчарки, дрожали мышцами нетерпеливые нервные боксеры, а тут, у забора, обведенная чис тым полукругом пустоты, царственно ле жала сучка эта, бульдог, которая вся-то, вероятно, уместилась бы на моем пред плечье, лежала спокойно и тихо, и над морщинистою и черной нижней губой у нее выступали маленькие зубки. И как-то, 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2