Сибирские огни, 1986, № 12
му что когда ты, не презирая вовсе куп ленной компромиссами и желанной своей жизни (в некоем внешнем комфорте, что ли), не презирая, а напротив даже, высо ко ее ставя и оценивая, засим, в конце концов, от нее все-таки отказываешься, это действительно серьезно. Или еще фон Корен в «Плохом хорошем человеке». 1973 год. Позиция, когда ты берешь на себя решение: жить другому человеку или уме реть. Нет, не присоединением или непри соединением своего частного мнения к общему, не участием в гражданском ка ком-нибудь суде, а прямое волевое и еди ноличное вот это в з я т и е . Неподъем ное почти для живого человека. Страшное. Аргументы тут не столь важны, а главное — может человек решать за другого его жизнь или нет. И что же с ним, с самим- то в з я в ш и м , произойдет, если реше ние его все-таки осуществится. Все это очень уже близко — по-актерски близко и к «Гамлету», и к «Преступлению и нака занию». Фон Корен в исполнении Высоц кого держит перед чрезсекундным встава нием к барьеру очки, а пальцы его вместе с дужкой меленько так дрожат. Он кри чит, обращаясь к кому-то по мелочи, а го лос его полон не мужества и привычной «правой» силы, а иной, незнакомой, тяже лой и неожиданно отвратительной музыки. Вот здесь, здесь как раз было очень силь но и артистически именно с ы г р а н о . Этакая похоть убийства, а вместе с нею и обязательный при,ней страх за неми нучую расплату. Страх подлый и гнусный, но словно б и узнаваемый нами, вспом ненный. А вместе (и тут и просверкнуло в фон Корене-Высоцком необходимое для художественной правды человеческое) уже начавшаяся нравственная тошнота от са мого себя, тошнота, когда в душе убий ство уже порешилось и внутренне как бы проиграно и прочувствовано на два-три хода вперед. А про Марину Влади и верилось и нет... Жил, витал словно б в воздухе некий отзвук. «...Прекрасной, как Марина Вла ди...». «Она была в Париже, ей сам Мар сель Марсо чегой-то говорил...». И тебе и верилось, и не верилось, а в глубине души очень все-таки хотелось. Ведь для нас-то, для послевоенных мальчиков, ее «Колду нья» была чуть не первым сокровенным откровением. Неизреченное нечто, личное почти. Трава, улыбка эта ее и запах мор ской волны. Тут была Женщина, в кото рой замерло однажды твое сердце. Кому же, как не ему, кому ж еще-то могли мы ее предназначить? «В Одессе, — говорили знакомые ребя та, — в Одессе их видели за одним сто ликом, Высоцкого и Влади. Как думаешь, врут?» А ты ничего не думал, ты боял ся думать, ты слушал и пожимал на вся кий случай плечами. Однако ж помаленьку — с годами — верилось больше и больше. Во все. И в «лес заколдованный этот...» < И один раз мне посчастливилось увидеть его в театре. На «Антимирах». Ничего особенного в этом спектакле, помнится, и не произошло. Артист Вениа- мин Смехов, стоя в рост, читал в зал на рочито приподнятые строчки, а Высоцкий лежал у его ног с гитарой и изображал со бою придуманного поэтом Ворона, скепти- тика такого и даже циника. Оптимист Сме хова громко зачитывал четверостишие, а Высоцкий-Ворон в конце каждого задавал сакраментально-иронический, подготовлен ный рифмою вопрос: «А на фига?» Мол, на фига то-се и вообще все на белом свете. Один раз Ворон сделал хитрую паузу пе ред Шедшим рефреном своим «фига», и в зале засмеялись, поскольку рифма подска зывала другое, еще более лихое и просто народное, по ощущению автора, словцо. «А на-а... фига?» Но напряжение противобор ствующих сил было явно как-то придумано, что ли,— дальше красивых вопросов опять- таки дело не шло, а из того, что уже в ту пору ощущалось нарождающимся этим явлением — В ы с о ц к и й,— тоже замет ных следов в спектакле, увы, не оставляло. Но зато до спектакля и в перерыве можно было походить по фойе, поглядеть на фо тографии и афиши. «Десять дней, которые потрясли мир». «Пугачев». «Добрый человек из Сезуана». «Галилей». Вот Высоцкий в «Галилее». Он в какой-то хламиде с капю шоном, один, один среди пустой и черной без света сцены. А вот Хлопуша... Вот в испол нении Губенко, а на другой фотографии снова он, Высоцкий. Играют, соображаю я, либо в очередь, либо это уже время, когда Губенко из театра ушел, а Хлопушу дос талось играть Высоцкому. «Пропустите, п-р-р-ропустите меня к нему! Я хочу ви деть э-того чел-л-ловека!!» И тот и другой голые по пояс. Яростные. Грудью на натя нутых цепях. Представляю голос Высоцко го — «Я хочу ви-деть э-того чел-л-ловека!» Как мощно, как хорошо должно было это быть. Потом мне немножко рассказывали про него в «Гамлете». Как маленький, поч ти тщедушный, он взрывался вдруг бешен ною бомбой, как мотал, разматывал, снова заматывал в занавес бедную девушку Офелию... как кричал на нее, разрываясь изнутри этим своим голосом. Да, конечно, конечно же, мы, немосквичи, так и не уви дели, быть может, лучшего из сотворен ного в творчестве знаменитым бардом,— театрального его Гамлета. Да, думаю я, вот уж где был ему простор для существо вания... вот уж, поди, где. Окончательно же поверилось, совсем, что не обманет он тебя и не подве дет, когда в районе, помню, отрабатывая положенное после института, я на какое- то время оказался словно.без сочувствия в моей и тогда уж сильной к нему, к Вы соцкому, любви. Появилась первая его пластинка (а до того был магнитофон), и вот, поставив ее — первую — на проиг рыватель, я услышал, как на словах «толь ко кажется мне...» голос у него дрогнул. Не специально, не сыграно, а как-то сей- часно, только что, бесконечно как-то по-че ловечески. Это была «Песня о друге». И как же, думал я испуганно, как же это возможно, чтоб на настоящей пластинке й дрогнул?! Это же, ну-у... не профессиональ но! Как они его там записывали-то? Поставил снова, и — снова. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2