Сибирские огни, 1986, № 12
□ЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Е. СОЛОМЕНКО ТАКАЯ НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ Г лаза за толстенными стеклами оч ков — внимательные и добрые, и го лос — мягкий и тоже добрый, и поче му-то — черная узбекская тюбетейка на наголо бритой голове. Мы сидим в небольшой комнатке, где словари всех стран и народов соседству ют с автоматическими приборами, а со стен хищно скалятся пестрые ламаистские маски. Здесь же на стене топорщится не уклюжая фигурка из оленьей шерсти—Ба- ай — Байанай, древнеякутс к и й бог охоты и покровитель диких животных. Бог, правда, довольно потрепанный: си ничка-атеистка как-то залетела сюда в форточку, выклевала своему покровителю глаз и пошерстила бороду... Хозяин этого маленького и страннова того царства рассказывает. О работе, о лаборатории экспериментально-фоне тических исследований, которой он заве дует. Чтобы создать эту лабораторию, он и приехал по приглашению академика А. П. Окладникова семнадцать лет назад сюда, в Новосибирск, в Институт исто рии, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. Что только не изучают многочисленные хитроумные лаборатории Новосибир ского академгородка! Тут вам новые хи мические соединения и невиданные гиб риды животных, коварство изменчивой плазмы и математические модели хозяй ственного механизма, свойства прост ранства и времени и способы борьбы с клещевым энцефалитом... Владимир Ми хайлович Наделяев и его коллеги исследу ют слово. И не просто слово, а — слово произнесенное. Сами они объект своей страсти обозначают точно и по-ученому сухо: звуковой строй языков и диалек тов Сибири. Коих почти столько же, как, скажем, во всей Европе: 33 языка и око ло сотни диалектов. — Уже обследовано два десятка язы ков: все их звуки во всех проявлениях И оттенках, ударение и интонация! — не без гордости доложила ближайшая помощ ница и ученица Наделяева Ирина Яков левна Селютина. На правах человека невежественного (такому простится!) я задал людоедский для лингвистов-фонетиков вопрос; 136 — Простите, но зачем? Кому это нуж но? Какое новое полезное знание несет ваша работа? Филологи — люди воспитанные. Вла димир Михайлович улыбнулся: — Язык, звучащее слово — это анкета народа. Или, если хотите, — своего рода исторический и этнографический музей, который может рассказать посвящен ному очень и очень многое: где зародил ся этот народ, куда перекочевал, кто пы тался поработить его, кто — жил в мир ном соседстве... Рождались и распадались большие и малые империи, вчерашние союзники становились врагами, а вчерашние васса лы поднимали восстание... Звенели мечи, лилась кровь. Различные народы сближа лись друг с другом и расходились, совер шали великие и не столь великие пере селения, ища избавления от могущест венных завоевателей или просто лучших земель, жизненного пространства. Народы были в вечном движении, как корабли в плавании. В этих своих перемещениях они бросали сломанные клинки, оставляли треснувшую глиняную утварь, ме няли одеяния. А порой, сливаясь с более многочисленной народностью,— пере ходили и на новый язык. Но оставалось и нечто прежнее, что не выбросишь и не по меняешь. Куда бы, как бы далеко ни уплыл корабль, но на днище его непременно сох ранятся намертво прилепившиеся ра кушки, наросшие за время долгих стоя нок в своей гавани. Этими «ракушками» из когда-то родной, но давно уже поза бытой «гавани» и является то, как чело век произносит слова. Даже перейдя на новый язык, он привнесет в него оттенки звучания, что уловил еще младенческим ухом. Долгие годы Наделяев шел к этой идее: особенности слова произнесен ного — это визитная карточка не только языка, но и народа. Если какая-то на родность утратила прежний свой язык и перешла (пусть даже многие столетия на зад) на другой, то все равно почти неу ловимые оттенки речи поведают специа листу о ее далеком прошлом. Это и есть созданная Владимиром Михайловичем те ория артикуляционно-акустической ба-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2