Сибирские огни, 1986, № 12

— Какими практиками?.. — побледнел Никонов. — Да вы понимае­ те, что говорите? Тут же кладбище. Строить скотный довор... на костях покойников? Тут люди похоронены. — Были люди, стали кости, — хохотнул в пышные усы Фролов.— Они жалиться на теляток не побегут. Задохнувшись, Никонов молчал, глотая горячий воздух. Он чувство­ вал, кровь у него отхлынула от лида, кулаки сжались, ногти впились в ладони. Фролов, усмехаясь, потянул к себе козу. — Встань, Манечка, рожками вперед, защитишь хозяина, когда его убивать начнут. — Убивать? Вас, Василий Иванович? Нет, не буду я вас убивать. Могу лишь от души пожалеть вас, посочувствовать. — Я не калека убогий, жалеть меня. Двухпудовой гирей крещусь, копну одним навильником на стог поднимаю. — Вы убоги не телом. Мне жаль вас потому, что вы уверены: самое интересное в истории Ужанихи началось с того дня, когда вы купили новую велюровую шляпу. И все, что было до вас на этой земле, —те­ мень, глупость, непроходимое невежество, и значит, на могилах усоп­ ших земляков можно построить хоть нужник, хоть тюрьму, хоть свинар­ ник. Кости? Нет, Василий Иванович, лежащие здесь ужанихинцы не кос­ ти. Они обиходили эту землю, оберегли ее и, цветущую, оставили нам в наследство. С наказом лелеять, украшать и, украшенную, обогащен­ ную, передать детям, внукам, новым поколениям. — Знаю, Сергей Кузьмич, учились вы долго, слов разных разучили много. А что они, слова? Звук, мечта. У вас мечта, а у меня дело. У вас дворцы, а у меня телятник. Давайте спросим народ, что ему надо? Мечту или котлету? Котлету, скажет он, потому, как мечтой сыт не бу­ дешь, котлета скуснее. Потому и стоять здесь телятнику. — Насчет народа, Василий Иванович, думаю, вы глубоко ошибае­ тесь. Вы клевещете на него: не котлетой, а именно мечтой движется жизнь любого народа, мечтой она и красна. Мечта, Василий Ивано­ вич,—самая величайшая сила в истории человечества, мечта — душа всех революций. Нет, Василий Иванович, не будет здесь, на бывшем кладбище, телятника. А парк будет, и я буду бороться с вами за свою мечту. Вы объявили войну мне, я объявляю войну вам. И пощады не ждите, я подниму против вас все село. Как депутат, разъясню избира­ телям, что вы и ваши сообщники-«практики» хотите надругаться над па­ мятью их дедов и прадедов. Я поеду в вышестоящие организации, вы- туплю по радио, напишу во все газеты. И особенно подчеркну вашу роль, как инициатора надругательства над могилами, которое, да будет вам известно, Василий Иванович, сурово карается нашими законами. Война? — горько усмехаясь, думал Никонов, шагая по тропинке сре­ ди загустевшей, налившейся соком лебеды и крапивы.—Опять Война. Неужто в их споре права Татьяна Исаевна, и его сокровенное НЕ БОРЬБА, НО СОЗИДАНИЕ — лишь мечта недостижимая, непости­ жимая? Уж не судьба ли это, в генах человечества заложенная, —одной ру­ кой СОЗИДАТЬ, а другой в нескончаемой войне защищать дело рук своих? И не от диких зверей, а от таких же людей?.. Придет ли время, когда человек будет СОЗИДАТЬ обеими руками, а меч повесит на музейную стену, как символ своего неразумного, же­ стокого, кровавого детства? Вот оно, футбольное поле: площадка, вытоптанная, отполированная ребячьими ботинками до металлического блеска. Откуда-то из зарос­ лей дурнины доносились голоса: мужской, бубнящий, и женский — Та­ исьи Никитичны, раздраженный, на крике. Посреди выкошенной круглой кулижки свежеотрытая продолгова­ тая яма. Дед Андрей —Андрей Миронович Савостин,—уже по колена 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2