Сибирские огни, 1986, № 12
него наяву краткого сна, в правду которого уже не верилось: слишком он был прекрасен. Бортников отшатнулся от окна—ше может быть!. Она? Зачем, почему она тут? Показалось... Но он уже знал, что это она, Лукерья, и потерянно заметался по комнате: спрятаться, исчезнуть... Негромкий стук — не отвечать! Незапертая дверь медленно раст ворилась. г— Можно? — Лукерья шагнула в комнату, огляделась. — Здравст вуй, Устин! Бортников попятился от приближающейся, протягивающей ему ру ку Лукерьи, будто хотел закрыть собою всю мерзость своей комнаты, своей незадавшейся жизни. Он молчал, не смея поднять на Лукерью глаза, его колотил внезап но накативший озноб. — Это ты? — спросил он, все так же глядя в пол, видя носки ее туфель. Наконец, решившись, испытывая муку, посмотрел ей в глаза, — Ты пришла, значит, чему-то поверила. Но ты ошиблась, ничего нет во мне, я обманул тебя. Одно лишь правда, Луша, мне стыдно и горь ко. Вот этому верь. Это правда... 30 — Луша! Борис! Явились, голубчики вы мои! А я волнуюсь, как там мои путешественники? — Ксения взяла из рук Лукерьи портфель, отошла, оглядывая ее с ног до головы.—А знаешь ли ты, брюнеточка, что ты чертовски похорошела. Ох, уж эти очи черные, очи страстные! Постройнела, повзрослела и, как пишут в романах, стала неотразима. —Она поцеловала Лукерью, смутив ее окончательно.— А ты, Боря, на против, ты сияешь, как новенький пятак, как-то неприлично помоло дел. Жизнерадостный такой туристик в берете. — Ага, Ксюша, я сияю, я жизнерадостный.—Бушуев отпер свою мастерскую, сбросил рюкзак, берет швырнул в угол.— Последние дни мне постоянно охота сиять, смеяться и даже плясать.—Он подошел к закрытому полотну на станке, отдернул занавески, с минуту смотрел на девушку в голубом, стоявшую у прясла, мечтательно глядевшую вдаль. Выдернул пробку из флакона с растворителем и, размахнув шись, плеснул прозрачную жидкость на полотно. Юное лицо девушки начало расплываться, поползли в стороны, безобразно распадаясь, глаза, нос, в горестной гримасе исказился рот. — Полоумый! — закричала Ксения,—Что все это значит, дуралей? — Аутодафе! — Бушуев нарочно громко, «жизнерадостно» смеялся, любуясь делом рук своих: девушка в голубом таяла, как ледяная, по полотну плыли серо-зеленые потеки. — Аутодафе, Ксюша, суд святой инквизиции: сухую ветвь отсечь и сжечь! Отсекаю, потому что ложь, чужое, не писаное, а из пальца высосанное. Ты поняла? — Ничего не поняла. А растворитель-то зачем? Стулья ломать к чему? — Ложь — болезнь губительная, потому и растворитель. Никаких компромиссов, потому что капля лжи способна отравить океан истины. Скажешь — банально. Сам знаю, профессора внушали нам это же с первого по последний курс, но банальное открытие это каждый дол жен сделать самостоятельно. Заново. Сам для себя. И это не теория вовсе, а практика, сама жизнь, само бытие художника — почувство вать красоту правды, ее необходимость в каждом твоем мазке, фа тальную неизбежность. Ты как бы дозреваешь до этого банального от кровения, с тобой внешне случается совсем, может быть, пустяковое что-то, к делу не идущее, но происходит нечто внутри тебя, вот как вдруг лопаются молодые почки, и ты видишь мир совершенно иным, как будто упал на него новый, яркий свет, и он, мир, предстал перед 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2