Сибирские огни, 1986, № 12

рогатулина железная». Рогатулина — штатив, сумки на ремешках — фотоаппараты, экспонометры, двенадцатикратный бинокль. Архитектора звали Геворк Иониди, он, и правда, был черен, буйно кудряв, носат, остроглаз, барственно вальяжен, но шутлив и привет­ лив. Никонов с Таисьей Никитичной целый день водили его по селу, он много щелкал фотоаппартами, залезал на пожарную каланчу, ос­ матривал из бинокля окрестные ландшафты. Иониди выступил вчера на сессии исполкома, горячо поддержал идею сельского парка, родившуюся, как он сказал, у местных депута­ тов, схватил мелок и начал на доске лихо, сноровисто чертить па­ вильончики, беседки, аллеи, а в заключение сказал: «Я поздравляю вас, товарищи депутаты, с прекрасным начинанием, обещаю вам вся­ ческую помощь. Парк будет, парк должен быть! Ибо красота нам нужна не завтра, а сегодня и не менее, чем воздух, чем хлеб насу­ щный». Парк будет! Вот оно — не БОРЬБА, НО СОЗИДАНИЕ! — рас­ троганно слушая молодого архитектора, вспомнил Никонов свое юно­ шеское, ленинградское. Нет, Татьяна Исаевна, ДОБРОЕ все равнр прорастает, и не борьбой, как видите, а вечно юными силами ДОБРА же! Соображения Никонова Геворк Иониди выслушал внимательно, поблагодарил, но сказал, что проект — штука не простая, скоро он вплотную займется им, и на одной из сессий вынесет на обсуждение начальный вариант проекта, а пока дерзайте, мечтайте! Никонов мечтал, грезил, лежа с открытыми глазами, вскакивал со своего топчана, лихорадочно принимался делать наброски, а ког­ да с рисунками не получалось, начинал словами описывать свои фан­ тазии. Прежде всего библиотека, но нет, библиотека — только часть, а целое —Храм искусств! Художественная галерея! Откуда появятся картины, пока неясно, на первый случай хороши будут и репродукции, альбомы, и студия живописи тут же, рядом с галереей. Кто станет обу­ чать юные таланты, пока тоже неясно, но было бы начало! В центре Храма искусств, как Никонов попытался нарисовать с сиденьями ам­ фитеатром — Зал диспутов, Политическая Ассамблея, литературный салон. Насчет Политической Ассамблеи, может быть,— слишком, хотя «политиками» в Ужанихе пруд пруди, что же касается литературного салона —дело вполне реальное — в зале будут выступать приезжие поэты, устраиваться литературные дискуссии как по творениям вели­ ких, так и местных ужанихинских авторов. Вот мечта: в один прекрасный вечер кого-то из молодых скотни­ ков, трактористов потянет не на бревна против сельмага, где соби­ раются штатные пьянчуги сельские, а сюда, в красивый зал,— это же целая революция, если Ваньша Косолапов, помывшись после сме­ ны за рычагами «алтайца» и надев новые штиблеты, придет сюда со своим корявым «стишком». Свое почитает, Пушкина и Лермонтова пос­ лушает, вернется домой трезвым, с каким-то новым богатством на ду­ ше, миновав трясины хмельного угара!.. Башенку возвести с витой лестницей, в ней небольшой планетарий, — почему бы и нет? — с телескопом, пусть крестьянин, В СЮ жизнь в земле ковыряющийся, глянет на звезды, на иные мироздания. Но главная задача Храма искусств — не познание, а именно творчество, тут ужанихинцы будут не столько утолять духовный голод, сколько проявлять себя в СОТВОРЕНИИ духовного. Пусть каждый, в ком за ­ ронена искра божья, в ком есть живописец, композитор, поэт, получит самую благоприятную возможность сделать свой первый шаг в искус­ стве. Никонов понимал, многое пока неясно, смутно, начиная с матери­ альной основы и самого назначения парка, но он уже чувствовал счастье СВЕРШЕНИЯ. Есть лишь НАЧАЛО, вся работа впереди, но он не боялся работы, сил у него много, очень много, их хватит на де­ сятилетия! 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2