Сибирские огни, 1986, № 12
рогатулина железная». Рогатулина — штатив, сумки на ремешках — фотоаппараты, экспонометры, двенадцатикратный бинокль. Архитектора звали Геворк Иониди, он, и правда, был черен, буйно кудряв, носат, остроглаз, барственно вальяжен, но шутлив и привет лив. Никонов с Таисьей Никитичной целый день водили его по селу, он много щелкал фотоаппартами, залезал на пожарную каланчу, ос матривал из бинокля окрестные ландшафты. Иониди выступил вчера на сессии исполкома, горячо поддержал идею сельского парка, родившуюся, как он сказал, у местных депута тов, схватил мелок и начал на доске лихо, сноровисто чертить па вильончики, беседки, аллеи, а в заключение сказал: «Я поздравляю вас, товарищи депутаты, с прекрасным начинанием, обещаю вам вся ческую помощь. Парк будет, парк должен быть! Ибо красота нам нужна не завтра, а сегодня и не менее, чем воздух, чем хлеб насу щный». Парк будет! Вот оно — не БОРЬБА, НО СОЗИДАНИЕ! — рас троганно слушая молодого архитектора, вспомнил Никонов свое юно шеское, ленинградское. Нет, Татьяна Исаевна, ДОБРОЕ все равнр прорастает, и не борьбой, как видите, а вечно юными силами ДОБРА же! Соображения Никонова Геворк Иониди выслушал внимательно, поблагодарил, но сказал, что проект — штука не простая, скоро он вплотную займется им, и на одной из сессий вынесет на обсуждение начальный вариант проекта, а пока дерзайте, мечтайте! Никонов мечтал, грезил, лежа с открытыми глазами, вскакивал со своего топчана, лихорадочно принимался делать наброски, а ког да с рисунками не получалось, начинал словами описывать свои фан тазии. Прежде всего библиотека, но нет, библиотека — только часть, а целое —Храм искусств! Художественная галерея! Откуда появятся картины, пока неясно, на первый случай хороши будут и репродукции, альбомы, и студия живописи тут же, рядом с галереей. Кто станет обу чать юные таланты, пока тоже неясно, но было бы начало! В центре Храма искусств, как Никонов попытался нарисовать с сиденьями ам фитеатром — Зал диспутов, Политическая Ассамблея, литературный салон. Насчет Политической Ассамблеи, может быть,— слишком, хотя «политиками» в Ужанихе пруд пруди, что же касается литературного салона —дело вполне реальное — в зале будут выступать приезжие поэты, устраиваться литературные дискуссии как по творениям вели ких, так и местных ужанихинских авторов. Вот мечта: в один прекрасный вечер кого-то из молодых скотни ков, трактористов потянет не на бревна против сельмага, где соби раются штатные пьянчуги сельские, а сюда, в красивый зал,— это же целая революция, если Ваньша Косолапов, помывшись после сме ны за рычагами «алтайца» и надев новые штиблеты, придет сюда со своим корявым «стишком». Свое почитает, Пушкина и Лермонтова пос лушает, вернется домой трезвым, с каким-то новым богатством на ду ше, миновав трясины хмельного угара!.. Башенку возвести с витой лестницей, в ней небольшой планетарий, — почему бы и нет? — с телескопом, пусть крестьянин, В СЮ жизнь в земле ковыряющийся, глянет на звезды, на иные мироздания. Но главная задача Храма искусств — не познание, а именно творчество, тут ужанихинцы будут не столько утолять духовный голод, сколько проявлять себя в СОТВОРЕНИИ духовного. Пусть каждый, в ком за ронена искра божья, в ком есть живописец, композитор, поэт, получит самую благоприятную возможность сделать свой первый шаг в искус стве. Никонов понимал, многое пока неясно, смутно, начиная с матери альной основы и самого назначения парка, но он уже чувствовал счастье СВЕРШЕНИЯ. Есть лишь НАЧАЛО, вся работа впереди, но он не боялся работы, сил у него много, очень много, их хватит на де сятилетия! 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2