Сибирские огни, 1986, № 11
сатьця: уложить сумку, кое-что кинуть в портфель. Матери везла отрез на платье, сходила на «заработки», убирала в квартире двух старичков, знакомых Гликерии Антоновны. Можно и к ней забежать, будет рада, такая милая старушка! Лукерья, если бы сумела, сделала бы всём что- то хорошее, пусть всех порадует удача, как ее сегодня! Человек в желтой кепке с кожаной папкой на ремешке вдруг оста новился, загораживая дорогу, впился в Лукерью цепкими глазами. «Пьяный!» —опасливо обходя чудака, подумала она. Вот и знакомое кафе: чайка на вывеске, в зале кадка с фикусами, в простенках повторяется та же чайка, парящая над волнами. Последний обед в кафе, можно и попировать: не одна, а две каши, компота тоже два и яблоко! Назавтра и послезавтра оставалась еще картошка, пол бутылки постного масла, на автобус от станции до Ужанихи Лукерья отложила, а в поезде можно чаем перебиться, сиди себе, смотри В' окно. Волюшка-воля, целое лето она будет свободна, как птица чайка! Боси ком выбежать на крыльцо, всю тебя обдаст пахучим ветром, солнышком. Даже не верится, что скоро она будет полоть в огороде, хрустеть выр ванной из грядки морковкой, доить коз — Ракиту и Анютку и, пьянея от сладкого дурмана цветущего разнотравья, косить сено. Наработавшись, скинуть с себя все соленое от пота, разбежаться и броситься в речку, вздыбив звонкий, с радугой столб водяных брызг! Собаки брешут, цы ган Гриша щелкает кнутом, пчелы гудят в рябине —соскучилась по дому! Лукерья улыбалась над своими кашами, не замечая, что в кафе вошел человек с кожаной папкой, сел за столик и, прячась за фикусом, пристально взглядывался в ее лицо, сдвинув светлые, почти белые бро ви. Стараясь не привлекать к себе внимания, он вытащил из папки аль бом, раскрыл его на чистой странице, но итальянский карандаш в корот ких пальцах медлил, словно робея нанести первый штрих. «Она! Она!» —думал художник. Под капюшоном плаща мельк нуло лицо —мороз по коже —она! Глаза темные, черные с коричневым, коричневое придает глубину, тайну... Изгиб бровей резкий, углом, нос крупноват, лепка лица угловатая, но и нежная одновременно. Это лицо и грезилось, хотя совсем не похожа. Но тут все правда! Глаза распах нуты, ей, как детям, все внове, все, как в сказке, увлекательно. Там, под дождем на Невском, толпа кутается в плащи, серые, скучные лица, а она идет и улыбается. Чему-то своему, тайному... Улыбка! Ее поймать, ухватить... Скулы тяжеловаты, плечи сильные, развернуты по-мужски, глаза скошены, но в этой угловатости все очарование молодости. Вот она, правда, тут все живое! Лицо постоянно меняется, как лесная поля на под солнцем, то осветится, то пригаснет, как под тенью набежавшего облака. Студентка, ест кашу. Кофтенка —штапелек, в Питере такого сто лет уже не носят, и резиновые сапожки того... Маляр-штукатур ела бы гуляш, а у этой полтинничек на обед и ужин. Густые черные волосы завязала безо всяких фокусов ленточкой на затылке —и хорошо! Прав да? Эх, ребята, ребята, она такая разная, правда! Бушуев пишет маяков с регалиями, мундиры да погоны? А маяки —не люди? Есть, ребята, правда и в мундирах с регалиями, есть, сам увидел, сам понял —правда может быть не только серьезной, но и прекрасной! За ругань благода рен от души, поделом, видимо, ругали, так пусть же и на пользу! Вот она, моя новая правда —гимн молодому счастью, красоте, сотворенной самой природой! Цвет лица матовый, но кожа шеи светится, и улыбка! Она в чистом, ясном взгляде коричневых, или, как говорят в устной ре чи,—карих глаз, в еле заметном напряжении яркого рисунка губ. Улыбку уловить, улыбка осветит все полотно! Но что это? Она собира ется уходить? Официант убирает с ее столика, доест яблоко —встанет и уйдет. А у меня только наброски — почти ничего. Подойти, все объяс нить, попросить позировать. Но ведь примет за уличного приставалу, а деньги предложи, в мастерскую пригласи —оскорбится, расплачется. Она не знает, наверное, что такое натурщица, о господи, слово-то какое скверное.- 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2