Сибирские огни, 1986, № 11
нм е молоком матери), что надо жить со вестливо, не кривя душой, не прячась от ударов судьбы и не изворачиваясь ради собственного спокойствия и благополучия. Последнее обстоятельство оказывается чрезвычайно важным в судьбе практически всех персонажей романа. Едва ли не перед каждым из них встает остро вопрос выбора нравственной и жизненной позиции. Перед проблемой выбора встает и Ан дрей Агари«. Как поступить, задумывается он, уйти в сторону, пописывать благолеп ные статьи и очерки или активно включить ся в борьбу с негативными явлениями се годняшней жизни; согласиться с тем, что «людишки» — винтики, не более, и без вольно пуститься по течению или найти в себе силы преодолеть его? От безошибоч ного решения этих принципиальнейших во просов зависиі не только его собственное становление — личности и гражданина,— но и возможность или невозможность су ществования «хозяев жизни». Надо заметить, что для себя данную задачу Агарин решает без особых нравст венных терзаний. Но вряд ли в связи с этим можно упрекнуть автора романа в заданносги или художественном упроще нии, создании для своего положительного героя, как то в современной литературе не редко встречается, режима наибольшего благоприятствования. Писатель исходит из природной цельности Андрея Агарина, его духовной устойчивости, из его прочного классового сознания, что и позволяет глав ному герою при всей его молодости и не опытности не спасовать перед «хозяевами жизни». Не только преемственной памятью, ро довыми источниками питается дух и созна ние Атарина-младшего. Ему и в сегодняш ней жизни есть на кого опереться, по кому сверять свой курс. Это и старший товарищ и наставник Андрея, редактор районки Па вел Павлович Савватеев, и второй секре тарь райкома партии Рубанов, открыто и принципиально противостоящий Врронихи- ну, и старший лейтенант ОБХСС Иванов, распутывающий клубок махинаций Козыри- на, и фронтовые друзья Козырина-старшего, и немало других честных людей, которые вместе с главным героем романа «Имя для сына» составляют единый фронт борьбы со злом и несправедливостью. Не будем утверждать, что все до конца получилось в романе у М. Щукина. Встре чаются затянутосги (не стоило бы, навер ное, столько места уделять поездке героя сначала на экзаменационную сессию, затем — на встречу с однополчанами отца), не которые эпизоды описательны, многослов ны, нередко автор повторяет уже высказан ные мысли и суждения, никак, в то же время, не развивая их. Не украшают по вествование прямолинейные характеристики отдельных персонажей. Язык произведения порой приобретает сухо-информационную интонацию, что, конечно же, сказывается на художественном восприятии. Есть опре деленные просчеты и в изображении Андрея Агарина, отчего и Козырин, и Воронихин выглядят колоритнее, убедительнее. В то же время и роман в целом и, осо бенно, образ Андрея Агарина Л 50 ЖН 0 от нести к принципиальным удачам автора. Во-первых, потому, что писатель смело об ращается к самым горячим проблемам жизни вашего общества, пишет о них с сердечной болью гражданина-патриота, ко торому далеко не все равно, что ожидает нас завтра. Во-вторых, не так уж часто в нашей нынешней прозе герой с положитель ным реноме встречается таким живым и полнокровным, таким, можно сказать, за интересованным, участливым. Это-то, пожа луй, и привлекает больше всего: перед нами не созерцатель, а по большому счету герой-деятель, не на словах, а на деле ак тивный и беззаветный борец за идеалы со циализма, за нравственное здоровье обще ства. Невольно приходит на память одно из не очень давних выступлений Ю. Бондарева на читательской конференции, обсуждав шей его роман «Игра» (конференция тран слировалась по Центральному телевиде нию). Ряд читателей упрекал писателя в в том, что героиня его романа Ирина Скворцова много рассуждает о долге, со веет«, правде, о том, как нехорошо мы ста ли жить, но сама является лицом бездея тельным, социально пассивным. На что Ю. Бондарев возразил, что сегодня заду маться над происходящим — уже действие, больше, чем действие. И как-то не легли слова эти в душу, за родили внутренний протест. Подумалось, что нынче-то как раз недостаточно' только осознания происходящего. Пока мы глубо комысленно выжидали в бездействии, шло в наступление действие другого рода, о чем выше и велся разговор. Так что время тре бует решительного и активного, практиче ского вмешательства в жизнь (о чем, меж ду прочим, тоже немало говорилось с трибуны съезда). И как тут не прислушать ся к Савватееву из романа «Имя для сына», который говорит Агарину: «...У нас сейчас столько правдолюбцев наросло, хоть с литовкой косить заходи. За рюмкой, в теплой квартирке они тебе все выскажут: и начальство заелось, и блат живьем жрет, зашлись все, скурвились. И случаи точные приведут — опять же прав да.'Посудачат, как бабы у прясла, и со спокойной душой спать пойдут Они могут только поговорить о правде, а сделать для , нее ничего не сделают... Беда в том, что забыли мы хорошее слово — бороться. Бо роться, а не слюни пускать, не ждать дя дю со стороны». Слова умирающего Савватеева стано вятся духовным завещанием Андрею Агари ну, его поколению. И он понимает, что по беда над Козыриным — только эпизод, первый шаг в предстоящей тяжкой и изну рительной борьбе, что «все это — лишь начало главной работы». Алексей ГОРШЕНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2