Сибирские огни, 1986, № 11

кома партии Воронихина. Став после инсти­ тута завбазой, Козырин, не успевший расте­ рять своей честности, не научившийся пока делить людей на «избранных» и «прочих», пытается поначалу работать, как подсказы­ вает совесть. И однажды отказывает во внеочередном выделении дефицитного това­ ра районному хирургу, за что тут же получает взбучку от Воронихина. Отныне Козырин прочно усвоил, что если не посягать на хорошо отлаженную систему «ты — мне, я — тебе», то можно жить припеваючи. А поняв это, «перестал копать­ ся в себе и мучиться глупыми вопросами, раз и навсегда решительно поставив на них крест». Собственно говоря, именно Воронихин оказался катализатором, способствовавшим возникновению в душе Козырина ощущения «хозяина жизни» и переходу его судьбы на другие рельсы. Присматриваясь к стилю руководства первого, секретаря и его обра­ зу жизни, основанном на волюнтаризме, протекционизме, показушничестве, замалчи­ вании недостатков, Петр Сергеевич делает для себя определенные выводы. Как видим, наметившийся в дебюте по­ вествования конфликт оказался шире, мно- гослойнее локального противостояния мо­ лодого газетчика и матерого дельца. Он втягивает в свою орбиту все больше и больше людей, стоящих на разных ступе­ нях служебной и партийной лестницы, ста­ новясь конфликтом не только остросоци­ альным, но и общественно-политическим, поскольку вскрывает и отражает те боль­ ные тенденции нашего общества, не пре­ одолев которых мы не сможем двигаться дальше. Козырин и иже с ним, вероятнее всего, не смогли бы чувствовать себя так вольготно и безнаказанно, набрать такую силу, более то­ го—выродиться в уродливую антисоциали­ стическую аномалию, не ощущай они за сво­ ей спиной негласной поддержки Воронихина. Не случайно, работая над статьей о Козыри- не, Агарин приходит к выводу, что Козырин «не родился некоронованным королем Кру- тоярского района, он им стал во время своей работы. Стал с помощью Воронихи­ на». Но не настолько уж слеп и наивен был первый секретарь райкома, чтобы не заме­ тить, кого он пригревает. Однако дало в том, что пригревать такого человека, как Козырин, умеющего любой ценой добиться необходимого результата, да еще препод­ нести товар лицом, в хорошей, как говорит­ ся, упаковке, Воронихину было выгодно. «Да, в некоторых вещах Козырин, конеч­ но, хватил лишку, и мы с него спросим, — соглашается и даже строжится Воронихин, но тут же и выгораживает: — Но идеаль­ ных людей нет. А я смотрю еще и с другой стороны и вижу, что таких работящих му­ жиков, как он, у нас мало. И если мы его уберем, заменить будет некем». Собирая материал для статьи, Агарин убеждается, что незаменимость Козырина— всего лишь легенда, многие свои не­ посредственные обязанности он выполняет спустя рукава. А сомнительный альянс «новых» деловых людей и их покровителей держится именно на выгоде, обоюдной вы­ годе. И возможность такого альянса, всем ходом повествования убеждает нас М. Щу­ кин, возникла не на пустом месте. «Люди, подобные Козырину, с присущей им наблюдательностью и совершенный, почти собачьим чутьем, смогли уловить тот момент, когда красивая фраза, красиво поданное дело стали удобной и непроница­ емой ширмой, за которой можно было скрываться со своими настоящими жела­ ниями и представлениями о жизни. Если же кто-то хватался за эту ширму и пытал­ ся ее свалить — они мгновенно объявляли войну, в которой использовали любые сред­ ства». Как и в случае с Козыриным, мы пона­ чалу встречаемся совсем с другим Ворони­ хиным. Бывший фронтовик, приняв в 50-х годах под свое начало отстающий район, «не зная ни дня, ни ночи, ни отпусков, ни выходных», он буквально вытащил его из прорыва и уж больше не сдавал завоеван­ ных позиций, чего бы это ему ни стоило. Но вместе с успехами накапливалась и боязнь за (не дай бог!) несделанное дело, боязнь, идущая с тех памятных времен, когда «над ним, как топор, висело желез­ ное слово «давай». Под гнетом этой боязни он и вывел «для себя принцип, неукосни­ тельное исполнение которого требовал и от других — сначала сделай дело, а уж потом будешь рассуждать, как и каким образом ты его сделал». Надо сказать, что в перерождении ком­ муниста Воронихина повинны не только определенные обстоятельства нашей обще­ ственной жизни или сбои в хозяйственном механизме. В не меньшей степени повлияло и го, что писатель называет в романе «по­ терей слуха». Большая власть дает большой голос, но и требует, в свою очередь, абсолютного слу­ ха, или, говоря иначе, умения критически оценивать свои и чужие поступки, склады­ вающиеся обстоятельства, обстановку. Ведь именно несоответствие «голоса» и «слуха» чаще всего и приводит к расхождению сло­ ва и дела. Самоуспокоенностью, верой в собственную непогрешимость, чннушеством оборачивается потеря «слуха» для Ворони­ хина, приводит его к попранию деловой и партийной этики, а в конечном счете — к перерождению. Особая опасность такого перерождения в том, что сопровождается Оно духовным распадом, духовной радиацией, которая разлагающе сказывается на окружающих. В конце концов, борьба, развернувшаяся между героями романа «Имя для сына», направлена не просто против каких-то от­ дельных недостатков, злоупотреблений или неверных методов руководства; ведется она прежде всего за душу человека, за чистоту и прочность его нравственных устоев. Здесь и позиция автора, и его художническая задача. Вот, собственно, отчего так ненавидит Андрей Агарин Козырина и все, что с ним связано: он для него, потомка династии сибирских хлеборобов, обживавших Сибирь, отстаивавших Советскую власть в боях гражданской и Великой Отечественной войн, — классовый враг. «Козырин мешал ему жить, мешал верить в то, во что он, Андрей, всегда верил». А верил, опять же, в то (и это было впитано 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2