Сибирские огни, 1986, № 11
Юрий Постное. Литературные очерки. Но. восибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. Мне кажется, я не ошибусь, если выска жу предположение, что эту книгу читали главным образом те, кто так или иначе был знаком с ее безвременно, ушедшим из жизни автором. С одной стороны, слишком мал ее тираж, а с другой — слишком обши рен круг людей, знавших Юрия Сергеевича Постнова. Прекрасный педагог, блестящий лектор, театральный критик, чьи рецензии (теперь об этом можно сказать без всяких оговорок) вносили существенный штрих в облик «Новосибирска театрального», на конец, крупный ученый, литературовед, под «предводительством» которого разверну лось невиданное доселе — и продолжается по сю пору — изучение культурного насле дия Сибири, — такая личность не могла не быть постоянно «на виду» в лучшем смыс ле слова. И сделанное, оставленное им после себя тоже поражает широтой инте ресов, разносторонностью, многоохватно- стью. В рецензируемой книге собраны лишь отдельные работы Ю. С. Постнова, посвя щенные столь любимой им «сибирике» (так уже давно, правда полуофициально, в литературоведческих кругах называют произведения искусства и научные иссле дования, связанные с Сибирью). Однако все вошедшие в книгу очерки — в чем не сомненная заслуга составителей Н. Н. Яновского и Б. М. Юдалевича — подобра ны, «подогнаны» один к другому так, что дают достаточно полное, точное представ ление и о многогранности творческой дея тельности Ю. С. Постнова, и о высоком, добротном, профессиональном уровне его работ. Тут, полагаю, уместным будет заме тить, что Юрий Сергеевич, при всем его стремлении охватить, взять «на учет» все ценное из культурного наследия Сибири, имел и заветные темы, над которыми рабо тал с особым рвением и вдохновением. К числу таковых относится прежде всего де кабристская тема, прикосновение к которой пера Ю. С. Постнова дало, а лучше уж сказать прямо — обогатило наше совет ское литератур'оведение еще одной блестя щей работой о декабристах. Книга не случайно открывается именно этим очерком, названным, кстати, очень просто, без всяких претензий на сенсаци онность, — «Сибирь в поэзии декабри стов». Однако не будет преувеличением сказать, что каждый ознакомившийся с этой работой вынесет то самое ощущение, которое зовется откровением. Казалось бы, о декабристах, о их заговоре и неудав шемся восстании, о ссылке в Сибирь, о подвиге их жен, добровольно разделивших их участь, и о многом другом, связанном с трагической судьбой первых русских рево люционеров, написаны горы литературы. Однако мало кто из исследователей всерь ез задавался вопросом: а как складыва лась дальнейшая судьба декабристов в плане чисто духовном? Претерпели ли их взгляды и воззрения какую-то эволюцию? И если «да», то как и в чем конкретно это отразилось? Ю. С. Постнов берется дать исчерпыва юще полные, исключающие всякую дву смысленность ответы на эти весьма и весьма непростые вопросы, основываясь на 172 тщательном изучении литературного на следия декабристов. Ведь почти каждый из них был челове ком с определенными литературными за датками, не говоря уже о том, что среди Ссыльных декабристов была и целая плея да признанных, или, выражаясь языком современным, профессиональных писателей и поэтов: А. Одоевский, А. Бестужев-Мар- линский, В. Кюхельбекер... Однако свое обширное исследование Ю. С. Постнов с полным на то основанием начинает разго вором о поэзии Кондратия Федоровича Рылеева. И не только потому, чтобы от дать дань уважения этому видному дея телю декабризма, принявшему вместе с четырьмя другими вождями восстания смерть на виселице. Дело в том, что Рыле ев, никогда не бывавший в Сибири, первым из поэтов-декабристов обратился к сибир ской теме, причем обращение это дало русской поэзии два выдающихся произве дения — бессмертную «Думу о Ермаке» и поэму «Войнаровский». Рылеев описывал Сибирь, что называется, понаслышке, по этому в смысле колорита, экзотики его произведения зачастую грешат неточностя ми, в них немало сугубо романтических гипербол: «царство вьюги и мороза», «страна угрюмая и глухая», где снег ле жит две трети года, «как саван гробовой» и т. п. Но удивительное дело: во-первых, именно эти произведения, созданные, пов торяем, человеком, никогда в глаза не ви давшим Сибири, стали классическими, пе режили почти все остальное, написанное другими поэтами-декабристами («сибиря ками»); во-вторых, Рылеев, на что обра щает особое внимание исследователь, в своих сибирских вещах, прежде всего в поэме «Войнаровский», пророчески предви дел, предугадал участь своих товарищей по борьбе, воочию показав, что это такое — быть полстическим ссыльным в условиях каторжной Сибири. Поэзия Рылеева, в особенности его по эма о Войнаровском, естественно, оказала громадное влияние на творчество декабри стов. «Эту политическую, вольнолюбивую направленность поэмы, — отмечает иссле дователь, — позднее поддержали и разви ли поэты декабристской ссылки... Страда ния ссыльных, их размышления о судьбах народа и отечестве, стремление к свободе — все это нашло отражение в про изведениях декабристов, написанных на сибирском материале. Естественно, сама Сибирь воспринималась авторами как чуж дая и враждебная их героям — в духе «Войнаровского». Но, с другой стороны, ссыльные поэты, в отличие от Рылеева, не могли на протяжении длительного пребы вания в Сибири оставаться лишь на пози циях неприятия ее». И далее, привлекая обширный материал, Ю. С. Постнов тщательно прослеживает, как «неприятие» постепенно сменялось прочным, устойчивым интересом к краю изгнания, к его природе, к местному насе лению, к своеобразной культуре сибирских народов. «Именно глубокое и разносторон нее исследование края позволило декабри стам запечатлеть жизнь Сибири с ее конт растами и кричащими противоречиями». А это был уже решительный шаг на пути к реализму, к «критическому осмыслению со временной общественной жизни». Реализм,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2