Сибирские огни, 1986, № 11
же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отно шении». Научная достоверность — одна из глав ных черт всей прозы М. Д. Зверева. Это очень важно подчеркнуть и об этом хоте лось бы сказать подробнее. Вопрос охраны природы является одним из самых акту альных, самых жгучих и тревожных воп росов современности. И не последнее место в решении этой важнейшей проблемы при надлежит устному и печатному слову, средствам массовой информации. По радио и телевидению, в газетах и журналах — всюду великое множество заметок, миниа тюр, новелл, рассказов о природе. А сколь ко на эту тему выпускается книг! Тема стала модной, а где появляется мода, там не все делается чисто. Так и в данном случае: о природе сейчас пишут и те, кто имеет на это моральное право, и те, кто никакого отношения к проблеме не имеет да и природу-то наблюдал не далее как в городском сквере или в зоопарке. Вот и кочуют из книги в книгу, из журна ла в журнал одни и те же темы и сюжеты — подражания, перепевы, а то и чистый плагиат. Так, Западно-Сибирское книжное изда тельство выпустило книгу московского пи сателя Б. Ржевского тиражом в сто тысяч экземпляров, которая называется «Ради рует морская черепаха». Это — рассказы об удивительных случаях в поведении жи вотных. Начал читать — все в книжке зна комо, где-то уже было, печаталось. Стал копаться в своей библиотеке — и нашел- таки! Том, выпущенный издательством Са ратовского университета в 1970 году, так и называется — «Удивительное в жизни жи вотных». Вот откуда, оказывается, «чер пал» автор и вдохновение, и материалы для своих рассказов! Рассчитывал, види мо, на то, что тираж университетского то ма не велик, издательство Западно-Сибир ское периферийное — авось пройдет номер. И ведь какая благодать: не нужно мотать ся по всяким там научным экспедициям, не надо наблюдать годами за поведением зверей и птиц, ни к чему «за один день проехать по раскаленной пустыне 350 ки лометров», даже природу, как таковую, любить не обязательно, — все за тебя сделано, знай переписывай, не ленись! Берусь утверждать: все, что описано М. Д. Зверевым, — каждый случай, каж дый факт взят из богатейшего личного опыта, много раз проверен и сверен с жизнью. У него даже в сказках, где дейст вуют звери и птицы, насекомые, рыбы и другие животные, — даже здесь строго со блюдаются повадки и характерные черты всякой отдельной живности, и потому эти сказки несут такую же познавательную нагрузку, как и реалистические рассказы, с той только разностью, что сказочные животные изъясняются человеческим язы ком да иногда «наряжены» в людскую одежду. Автор упорно отстаивает дорогое его сердцу понятие «писатели-натуралисты», определяя их так: «Это прежде всего лю ди, которые пишут о животных и о приро де по своим собственным наблюдениям и исследованиям, хорошо знающие природу». Именно этой ветви могучего литературного древа отдал свое сердце Максим Дмитри евич, имя его стоит в ряду с такими име нами, как М. Пришвин, И. Соколов-Мики- тов, В. Бианки, Н. Сладков и другие. Но это вовсе не значит, что Зверев во обще не касается изображения человечес ких характеров. В большинстве его произ ведений на фоне природы, рядом с живот ными действуют люди, которых он никог да не противопоставляет «братьям нашим меньшим», а напротив, рисует человека другом и защитником всего живого на зем ле. В автобиографической повести «Заимка в бору» Он воссоздает атмосферу далекой поры — начала XX века в Сибири, есть здесь и самобытные, запоминающиеся ха рактеры наших земляков. Повесть эта интересна еще и тем. что в ней достоверно, с тонким психологизмом показано формирование характера ребен ка, его постепенное приобщение к миру жи вой природы, — к великому, прекрасному миру зверей и птиц, лесов, рек и озер. Этой светлой памяти детства Максим Дмитрие вич останется верен на всю свою долгую жизнь, а жизнь сложилась ой как не про сто! Сама история отражена в биографии писателя, как в капле росы. Он увидел две исторические эпохи, был участником трех войн — первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. Всю жизнь писатель и ученый Зверев бьется над разгадкой тайн психологии и поведения животных. Кроме упомянутых выше литературных трудов, его перу при надлежат ПО научных работ по зоологии, в том числе три монографии. Не просто доставались ему знания, по крупицам со бирал он факты, проведя большую часть своей жизни в седле, за рулем машины, в лодке, а чаще — в пеших походах по сте пям, горам, пустыням и болотам, у охот ничьих да рыбацких костров. Завидная судьба, овеянная романтикой подвижниче ского подвига! Ему приходилось вступать в смертельную схватку с хищным зверем, па дать вместе с лошадью в пропасть, оста ваться по нескольку суток без глотка воды в раскаленной пустыне, безоружному бо роться о рысью, в него не раз стреляли браконьеры. Вот она откуда, эта достоверность, эта убедительность повествования, которую на ряду с Пришвиным отмечал и В. Бианки: «...тут Вы волшебник и маг, потому что по стигли тайны природы и великодушно рас крываете их перед всеми людьми. Совер шенствуйтесь в этом жанре художествен ной литературы, и Вы достойны будете за нять свое (оригинальное, неповторимое, как у всякого художника) место...». Максим Дмитриевич Зверев давно за нял свое достойное место в литературе. Жаль только, что ни литературоведение наше, ни критика не обращают должного внимания на такую вот литературу о приро де (и речь тут не только о М. Д. Звереве), считая, видимо, ее не столь актуальной и злободневной, как, скажем, производствен ные и прочие книги. Такое мнение, конечно, ошибочно, В традициях русской литературы изображе ние природы никогда не было делом вто ростепенным, потому что слишком дорога нам наша земля с ее могучими простора ми, с ее великими богатствами. Петр ДЕДОВ. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2