Сибирские огни, 1986, № 11

же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отно­ шении». Научная достоверность — одна из глав­ ных черт всей прозы М. Д. Зверева. Это очень важно подчеркнуть и об этом хоте­ лось бы сказать подробнее. Вопрос охраны природы является одним из самых акту­ альных, самых жгучих и тревожных воп­ росов современности. И не последнее место в решении этой важнейшей проблемы при­ надлежит устному и печатному слову, средствам массовой информации. По радио и телевидению, в газетах и журналах — всюду великое множество заметок, миниа­ тюр, новелл, рассказов о природе. А сколь­ ко на эту тему выпускается книг! Тема стала модной, а где появляется мода, там не все делается чисто. Так и в данном случае: о природе сейчас пишут и те, кто имеет на это моральное право, и те, кто никакого отношения к проблеме не имеет да и природу-то наблюдал не далее как в городском сквере или в зоопарке. Вот и кочуют из книги в книгу, из журна­ ла в журнал одни и те же темы и сюжеты — подражания, перепевы, а то и чистый плагиат. Так, Западно-Сибирское книжное изда­ тельство выпустило книгу московского пи­ сателя Б. Ржевского тиражом в сто тысяч экземпляров, которая называется «Ради­ рует морская черепаха». Это — рассказы об удивительных случаях в поведении жи­ вотных. Начал читать — все в книжке зна­ комо, где-то уже было, печаталось. Стал копаться в своей библиотеке — и нашел- таки! Том, выпущенный издательством Са­ ратовского университета в 1970 году, так и называется — «Удивительное в жизни жи­ вотных». Вот откуда, оказывается, «чер­ пал» автор и вдохновение, и материалы для своих рассказов! Рассчитывал, види­ мо, на то, что тираж университетского то­ ма не велик, издательство Западно-Сибир­ ское периферийное — авось пройдет номер. И ведь какая благодать: не нужно мотать­ ся по всяким там научным экспедициям, не надо наблюдать годами за поведением зверей и птиц, ни к чему «за один день проехать по раскаленной пустыне 350 ки­ лометров», даже природу, как таковую, любить не обязательно, — все за тебя сделано, знай переписывай, не ленись! Берусь утверждать: все, что описано М. Д. Зверевым, — каждый случай, каж­ дый факт взят из богатейшего личного опыта, много раз проверен и сверен с жизнью. У него даже в сказках, где дейст­ вуют звери и птицы, насекомые, рыбы и другие животные, — даже здесь строго со­ блюдаются повадки и характерные черты всякой отдельной живности, и потому эти сказки несут такую же познавательную нагрузку, как и реалистические рассказы, с той только разностью, что сказочные животные изъясняются человеческим язы­ ком да иногда «наряжены» в людскую одежду. Автор упорно отстаивает дорогое его сердцу понятие «писатели-натуралисты», определяя их так: «Это прежде всего лю­ ди, которые пишут о животных и о приро­ де по своим собственным наблюдениям и исследованиям, хорошо знающие природу». Именно этой ветви могучего литературного древа отдал свое сердце Максим Дмитри­ евич, имя его стоит в ряду с такими име­ нами, как М. Пришвин, И. Соколов-Мики- тов, В. Бианки, Н. Сладков и другие. Но это вовсе не значит, что Зверев во­ обще не касается изображения человечес­ ких характеров. В большинстве его произ­ ведений на фоне природы, рядом с живот­ ными действуют люди, которых он никог­ да не противопоставляет «братьям нашим меньшим», а напротив, рисует человека другом и защитником всего живого на зем­ ле. В автобиографической повести «Заимка в бору» Он воссоздает атмосферу далекой поры — начала XX века в Сибири, есть здесь и самобытные, запоминающиеся ха­ рактеры наших земляков. Повесть эта интересна еще и тем. что в ней достоверно, с тонким психологизмом показано формирование характера ребен­ ка, его постепенное приобщение к миру жи­ вой природы, — к великому, прекрасному миру зверей и птиц, лесов, рек и озер. Этой светлой памяти детства Максим Дмитрие­ вич останется верен на всю свою долгую жизнь, а жизнь сложилась ой как не про­ сто! Сама история отражена в биографии писателя, как в капле росы. Он увидел две исторические эпохи, был участником трех войн — первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. Всю жизнь писатель и ученый Зверев бьется над разгадкой тайн психологии и поведения животных. Кроме упомянутых выше литературных трудов, его перу при­ надлежат ПО научных работ по зоологии, в том числе три монографии. Не просто доставались ему знания, по крупицам со­ бирал он факты, проведя большую часть своей жизни в седле, за рулем машины, в лодке, а чаще — в пеших походах по сте­ пям, горам, пустыням и болотам, у охот­ ничьих да рыбацких костров. Завидная судьба, овеянная романтикой подвижниче­ ского подвига! Ему приходилось вступать в смертельную схватку с хищным зверем, па­ дать вместе с лошадью в пропасть, оста­ ваться по нескольку суток без глотка воды в раскаленной пустыне, безоружному бо­ роться о рысью, в него не раз стреляли браконьеры. Вот она откуда, эта достоверность, эта убедительность повествования, которую на­ ряду с Пришвиным отмечал и В. Бианки: «...тут Вы волшебник и маг, потому что по­ стигли тайны природы и великодушно рас­ крываете их перед всеми людьми. Совер­ шенствуйтесь в этом жанре художествен­ ной литературы, и Вы достойны будете за­ нять свое (оригинальное, неповторимое, как у всякого художника) место...». Максим Дмитриевич Зверев давно за­ нял свое достойное место в литературе. Жаль только, что ни литературоведение наше, ни критика не обращают должного внимания на такую вот литературу о приро­ де (и речь тут не только о М. Д. Звереве), считая, видимо, ее не столь актуальной и злободневной, как, скажем, производствен­ ные и прочие книги. Такое мнение, конечно, ошибочно, В традициях русской литературы изображе­ ние природы никогда не было делом вто­ ростепенным, потому что слишком дорога нам наша земля с ее могучими простора­ ми, с ее великими богатствами. Петр ДЕДОВ. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2