Сибирские огни, 1986, № 11

Это сообщение важно тем, что оно кладет конец многим утверждениям досужих ав­ торов, падких на всевозможные непроверен­ ные слухи и «легенды» о том, что якобы направление водного соединительного пути между Обью и Енисеем, по которому впос­ ледствии был построен судоходный канал, впервые открыто енисейским купцом П. Фун- тосовым в конце 70-х годов прошлого века. Как видим, П. К. Фролов еще в первой четверти 19 столетия производил съемку этого пути... В разделе о П. Н. Крылове рассказано о том, что он, учась в Казани на курсах про­ визоров, был дружен с лаборантом аптеки Н. М. Мартьяновым, с которым часто со­ вершал ботанические экскурсии. Затем, как известно, Н. М. Мартьянов уезжает на родину П. Н. Крылова в Минусинск, где соз­ дает знаменитый краеведческий музей, а П. Н. Крылов — в Томск, где зак­ ладывает не менее знаменитый Сибирский ботанический сад. Дружба между ними продолжалась всю жизнь. Первый свой капитальный труд «Флора Алтая и Томской губернии» ученый посвятил Н. М. Мартья­ нову. Недостатки книги Г. В. Крылова, В. В. Завалишина и Н. Ф. Козаковой «Исследо­ ватели Кузбасса» во многом удачно воспол­ няются историческим очерком «Салаир» М. Е. Сорокина, вышедшим отдельным из­ данием в 1984 году. По сравнению с авто­ рами предыдущей работы, М. Сорокин поставил перед собой задачу, куда более скромную. Он решил рассказать лишь о Салаире, лишь о небольшой части Кузнец­ кой земли. Но поскольку «трудовая биогра­ фия Кузбасса началась от Салаирских руд­ ников», то рассказ о Салаире под пером М. Сорокина становится рассказом о за­ рождении горного дела в Кузбассе в целом. Автор хорошо изучил, как и с чего здесь все началось, кто стоял у истоков промыш­ ленного освоения края. Он воскрешает за­ бытые имена первопроходцев, прослежи­ вает судьбы старых заводов и рудников. Повествуя о зарождении горной про­ мышленности в Сибири в середине XVIII века автор пишет о том, что она очень быстро стала набирать темпы. Со време­ нем. «Западная Сибирь,— говорит он,— уверенно вышла на первое место не только в России, но и на всем евроазиат­ ском континенте по производству серебра. Ежегодная добыча его на Колыванских заводах превышала тысячу пудов». Кроме того, Колыванские заводы считались крупными производителями меди,— «по ее выплавке Алтай уступал только Уралу». Кроме того, «Алтай занимал первое место в стране про производству свинца». Несколько позднее здесь возникло еще одно направление горной промышленно­ сти— гранильное. Свыше 145 месторожде­ ний разных видов поделочных камней бы­ ло открыто на Алтае. Среди них черные локтевские и серо- и сине-фиолетовые кор­ тонские порфиры, ревневские зеленоволни­ стые яшмы, розовые колыванские агаты, а также пятнистые брекчии, полупрозрачные кварциты, цветные граниты, мраморы и другие поделочные камни. Изделия местных . шлифовальных фаб­ рик снискали всемирную славу мастерству алтайских камнерезов. Они пополняли кол­ 168 лекции Эрмитажа и Русского музея, явля­ лись подлинным украшением всемирных выставок в Лондоне и Париже. Размах горнозаводского дела сопровож­ дался взлетом творческой инженерной мысли, которая во многих областях техни­ ки шла на 20—30 лет впереди европейской. Именно здесь Иваном Ползуновы'м был создан паровой двигатель. Здесь же дру­ гой изобретатель — самоучка К. Д. Фро­ лов построил сложное гидротехническое сооружение каскадно-деревационного типа, каких до него никто, нигде и никогда не строил. Там же, на Змеиногорском руднике сыном К. Д. Фролова — П. К. Фроловым — была сооружена и в течение многих лет действовала первая рельсовая дорога с железнодорожным мостом, туннелем, пово­ ротным кругом и бункерной загрузкой ва­ гонеток рудой. Слава Алтайского горного округа греме­ ла по всей России. Но случилось так,— отмечает М. Сорокин, — что Змеиногорский рудник, служивший сырьевой базой Колыва- но-Воскресенских заводов, вследствие интен­ сивного использования, постепенно иссяк. Перед процветавшей промышленностью Ал­ тая замаячила угроза упадка и полного за­ крытия заводов. Спасти положение могли лишь вновь открытые залежи меди и се­ ребра. Поиски новых источников сырья и приводят рудознатцев в пределы Салаир- ского кряжа. М. Сорокин называет имена выдающихся инженеров и администраторов, оставивших заметный след в развитии края,— И. М. Ренованца, Г. С. Качки, П. М. Залесова, П. И. Шангина, Ф. С. Ваганова, В. И. Ти- строва, Ф. Геблера. Отдается должное и заслугам первых рудознатцев. Об одном из них — Дмитрии Попове, «ссыльном из грек»,— говорится: «Более четверти века отдал Дмитрий По­ пов изучению Салаирского края. Шаг за шагом М. Сорокин восстанавли­ вает биографию этого человека, которая была далеко не простой. Последние годы жизни рудознатца, открывшего не один десяток богатейших месторождений, про­ шли в голоде и нищете. Ему не помогло даже обращение к самому царю с просьбой назначить хотя бы мизерную пенсию за его многочисленные открытия. В кн,иге рассказывается не только о прошлых днях Салаира, а и повествуется о сегодняшнем дне городов края и рабочих поселков, которые за годы пятилеток изме­ нились неузнаваемо — разрослись и благо­ устроились. Салаирцам есть чем гордиться. Почти одновременно с книжкой М. Со­ рокина вышла (уже вторым изданием) ра­ бота А. И. Лакисова «Ленинск-Кузнец- кий» — об истории становления другой, не менее важной промышленной отрасли Куз­ басса —угольной. Мы с интересом узнаем из нее, что впервые выходы пластов ка­ менного угля в районе села Кольчугине (нынешнего Ленинска-Кузнецкого) были обнаружены еще в 1791 году управляю­ щим Салаирскими рудниками П. И. Шан­ гиным. Но пройдет почти целое столетие, пока в 1882 году в отчете «высочайше командированной» в Алтайский округ ко­ миссии появится, наконец, запись о том, что «Кольчугинскре месторождение явля­ ется выдающимся», что оно «изобилует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2