Сибирские огни, 1986, № 11
ственно задача и художников слова, писа телей. Одно замечание Федора Александровича показалось мне особенно значительным. Он сказал, что сила людей, дошедших до нас в иконах из тьмы веков, напоминает, что в древней Руси имелись глубокие нравст венные пласты: и в эстетике русского бы та, и в неписаных законах по части от ношений между женщиной и мужчиной (новобрачные, например, не имели права прикасаться к вину) и в отношениях к ве щам, в особенности, к хлебу,— хлеб был свят. — Нам надо давно отделить религию от христианства,— продолжал он.-—Для на рода духовными вождями в древней Руси были не попы, не церковь, а праведники. Протопоп Аввакум, Сергей Радонежский являли пример глубоко нравственной жиз ни, были врагами официальной церкви. К сожалению, мало кто знает, что история русской церкви есть история жестокой борьбы. И дальше Федор Александрович сказал, что бесценный дар русского человека — уменье внутренним сосредоточением воз вышаться над тяжестью внешних нужд и быть стойким. Именно это качество и по могло нам осилить врагов в войне. Он прошелся по своему кабинету-музею, продолжал взволнованно: — Вот вы говорили об этой парне с Валдайских высот. Такие дают урок от ветственности, в том числе и нашему брату писателю. Но почему-то проза наша «де ревенская», за малым исключением, про должает внимать всяким обиженным, обидчивым, недеятельным, безответствен ным. Уходят, уходят от ответственности за жизнь иные братья-писатели. Мне ка жется, что кое-кто заблудился в поисках правды. А ведь не кто другой, как писа тель, ответственен за правду! Но почему уходят? Здесь начался наш разговор об ответст венности писателя за жизнь. Надо, прежде всего определить, что та кое правда, сказал я. Мы немножко по спорили, порассуждали и пришли к заклю чению, что у нас только одна правда — правда человека-труженика, творца и сози дателя, способного расти духовно. Если писатель сумеет показать, какие силы ра ботают на благо народа, способствуют формированию нового человека, и изобли чает силы и тенденции противоборствую щие, значит, он скажет правду. — Все это так,— кивнул Абрамов.— Но вот как доходит дело до оценки, характе ристики сил, которые мешают человеку быть свободным, самостоятельным, так начинается уход от правды! Иные мастера прозы почему-то ищут эти силы только в самой деревне, в самом народе. Есть хо роший человек, и есть плохой. Плохих, в представлении иных, как правило, го раздо больше, хорошие страдают от них. И за этот круг отношений анализ не идет, за деревенскую околицу писатель не вы совывается. Особенно бросается в глаза несмелость крупных талантов, потому что с них спросу больше. Я согласился с ним. — Вот марксистское положение: чело век -продукт среды, общества, а в иных 164 произведениях получается, что он про дукт — продукта, страдает от каких-то плохих людей, от таких страстей, как стя- жательство, себялюбие, черствость, и даль ше этого автор не идет, не берет во вни мание, что эти пороки субъективного ха рактера, связаны с отрицательными об щественными явлениями, их порождение. Вот астафьевская Паруня, простодушная, работящая, безответная девушка-сирота страдает от унизительного отношения своих односельчан, тогда как на самом-то деле Паруни (они есть в каждой русской де ревне) больше-то страдали от того, что в годы, когда колхозники трудились почти «за бесплатно», общество эксплуатировало такое их свойство, как безотказность, добросовестность. Они работали безраз- гибно, иным и любить некогда было, так урабатывались, что оставались вековухами. Они были спасением для колхозов. Ехав шие на Парунях, оправдываясь, объясняли, что с них, руководителей, очень уж жест ко спрашивали эа продукцию — давай мо локо, давай мясо, а если доярка в трид цать лет не вышла замуж, то за это никто с руководителя не спросит. Спору нет, безотказность Парунь эксплу атировали и односельчане, ими кое-кто помыкал, но больше-то всего они страдали от суровых условий жизни того времени. Однако, чтобы сказать это, писателю нуж на определенная отвага. Федор Александрович глянул на меня колюче, улыбнулся. — Вы говорите, встречали Парунь... Дак почему же не написали? Я сказал, что из книги «Это гудит вре мя» издательство, увы, изъяло две главы — о «старом сельсоветчике» Кирсанове, пост радавшем в тридцатые годы, и о Елене Викторовне Корнеевой из Карбызы, кото рая, придя на ферму в четырнадцать лет, так отдавалась работе, похвалам за само отверженный труд, что ей и на свиданье ходить было некогда (дом — ферма, фер м а— дом, вот ее жизнь), и под старость опа осталась в одиночестве в стенах, уве шанных почетными грамотами. — Я лично преклоняюсь перед такими людьми,— заключил я,— но ведь их же жалко, безропотных и безотказных... Написал я, да вот-не напечатали. Затем зашел у нас разговор о Иване Африкановиче из «Привычного дела» ■ Бе лова. Он, как и старуха Анна у Распутина, и Паруня, тоже из страдающих. Правда, он и сам заставляет, страдать других, на тура противоречивая. Иван Африкаиович способен воспринимать жизнь как драго ценный дар, все живое радует его, ко всему проявляет он интерес и потому не чувствует себя одиноким. В его душе со хранялся великий дар детского восприятия жизни, в нем много доверчивости, он несет в себе то, что нам всем дорого, но многи ми утрачено, а иными уже перестало цениться. — Мы его жалеем и любим,— продол жал я говорить,— но испытывать к нему глубокое уважение я не могу. Он утратил самостоятельность подхода к жизни, и же на 'его погибла не без его участия. Я понимаю, что власть обстоятельств тяжкая сила, но задача человека — в любых услови ях оставаться человеком, как остались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2