Сибирские огни, 1986, № 11
ределенной идейно-эстетической тенденции в литературе. И совсем плохо, если «клуб ничка» изображается без соответствующей нравственной оценки. В последние годы многие писатели про являют усердное внимание к тому, как несовершеннолетние стремятся переступить и переступают, так сказать, запретный по рог. Эту мысль могут подтвердить повести Р. Киреева «Лестница», Г. Щербаковой «Отчаянная осень», В. Барбашова «Чем бы дитя ни тешилось...» и другие. Могут сказать, что в этом нет ничего предосуди тельного, литература должна отражать реальную действительность, а теперь об щественное мнение по-иному, не так стро го, как прежде, относится к добрачным половым связям. В повести Г. Семенова «Городской пейзаж» семнадцатилетняя Рая говорила подругам, когда те, случалось, признавалась ей в непоправимых бедах: «Что для тебя изменилось? Ты заболела? Нет. Глупость все это. Теперь никто не об ращает внимания». При такой жизненной установке стало закономерным падение Раи, о чем она думала «как о внезапной, заразной и чуть ли не смертельной болез ни». Сейчас в.ходу теории «долой запреты, долой условности и предрассудки», да здравствует свободная любовь. В 1915 го ду В. И. Ленин писал, что «требование свободы любви» по своей сути буржуаз ное, на практике оно означает свободу «от серьезного в любви», «от деторожде ния», «свободу адюльтера» (Поли. собр. соч., т. 49, с. 51—52). И в наше время теория полной свободы любви ведет к «вседозволенности и вседо-' ступности» и по существу отрицает нор мальную семейную жизнь. В рассказе Л. Уваровой «Самый люби мый человек» юная героиня так повеству ет о своих далеко зашедших отношениях с любовником: «Я не спрашивала Володю о его семье, и он почти ничего о себе не говорил. Наверно, он женат, наверно, у него дети, возможно, дети удались труд ными, а с женой сложные, как теперь при нято говорить, отношения, но меня это не интересовало. Я любила его, мне реши тельно было все равно...». Писательница справедливо развенчивает Володю, но яв но сочувствует героине (любовь, мол, це ликом ее оправдывает!), не видит в ее поведении никаких .изъянов, хотя та уди вительно легкомысленно ведет себя. В. Литвинов в статье «Воспитание чувств» («Вопросы литературы», 1980, № 7) справедливо выступил против тех, кто проповедут «как данность: любовь права... и отойдите все прочь с дороги!». А. Ананьев очень верно отметил пагубные последствия такого изображения любви: «Превознося будто бы любовь, стоящую над семьей, над основой основ человече ской жизни, мы не задумываемся над тем, какой вред молодой душе при носит такое чтение, а потом епохватыва. емся — как они легко обо всем судят, как непрочна нынче семья!» («Тысяча не зримых нитей», «Литературная газета», 1984, 17 октября). Не стоит думать, что долг в супружест ве — дань старому патриархальному бра ку. Мы не можем быть в жизни беспре дельно свободными. Если двое вступили в брак, то этим самым они добровольно бе рут на себя супружеские обязательства. И цельный, прекрасный человек не будет ущемлен тем, что он их выполняет. В выполнении своего долга, верности есть своя поэзия и подлинная нравственная красота. Вряд ли правильна во всех случаях мысль о том, что, мол, никому нельзя вмешиваться в личную жизнь людей, в таинство семьи. Когда от этого начина ют страдать интересы общества, то наша обязанность — не быть безразличными к тому, что делается в семье, как в ней воспитывается подрастающее поколение. Вступление в брак, развод — это не толь ко сугубо личное дело двоих. В большом историческом плане то, что происходит в интимной сфере человеческих отношений, неразрывно связано с судьбой нации, все го государства. Сейчас одна из важнейших задач наше го общества — укрепить семью как основ ную, ничем не заменимую его ячейку. Семья, дети — ключ к нашей силе и богатству, огромное, ничем не восполнимое материальное и нравственное достояние. Без прочной семьи будут обделены счас тьем многие миллионы людей. Единствен ный путь к ее укреплению — это повыше ние нравственности, последовательная борьба с распущенностью, теорией вседоз воленности. Необходимо отметить, что принижение роли разума при выборе спутника жизни приводит к нежелательным последствиям. Социологические исследования говорят о том, что брак «по расчету» крепче в об- щем-то, чем брак по слепой любви. «Рас чет» понимается как трезвая оценка по пытаться определить нравственно-психоло гические достоинства друг друга, возмож ность создания атмосферы взаимного сог ласия, крепости своих чувств и привя занности, т. е. в понятие «расчет» вклю чаются не только и даже не столько ма териальные ценности. Писателям й работникам искусства не обходимо повысить идейно-нравственную строгость при изображении интимной жиз ни героев. Это поможет им более успешно решать задачу: «закрыть все каналы про никновения в литературу и искусство безыдейности» (из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партий ного руководства комсомолом и повыше нии его роли в коммунистическом воспи тании молодежи». «Правда», 1984, 7 июля). ♦г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2