Сибирские огни, 1986, № 11
П осл е двухм есяч н ого молчания Л . П оль ская от имени «Л и тературн ой газеты » прислала удивительны й ответ; пусть зри тели сами р азби р аю тся в его достоин ствах и н едостатк ах. С пора не получилось. Х ва лить фильм, вы ступая против основ норм альной сем ьи, вы ходит, м ож н о, а кри тиковать его, р атуя за порядочность, за вы сокую нравственность, н егож е. И только «П р авда», к м оем у глубок ом у удовл етво рению , п редостави ла возм ож н ость одн ом у из читателей вы сказать свое нелицеприятное мнение: «П ризнаться, я был весьма у д и в лен, прочитав в свое врем я в одной из центральны х га зет однозначн о п ол ож и тельную оц енк у телевизионного фильма «Т ранзит», хотя в нем и заняты актеры , которы х лю блю . Н е только меня, но, д у м аю , и многих др уги х телезрителей никак не у б ед и л критик в том , что п еред нами дей ствительно сам обы тное и п ол езн ое в воспитательном отнош ении п роизведение» (А . С оломин. .«Хотелось бы верить...», «П р авда», 1985, 22 м а р та ). Н о стоит остановиться на п озициях тех (они характерны для многих вы ступлений), кто приветствовал появление этого т ел е ф ильма. П. Смирнов в статье «Т ранзит д у ш е н ео б х о д и м ...» «С оветская Р оссия», 1984, 31 м ая) призы вает не суди ть героев, н аобор от, он хвали т их за то, что они. отбросив условности, не стали отклады вать на зав тра так н азы ваем ую лю бовь, и б о отказы ваться от нее — отказы ваться от ж изн и . Н о представим себ е, что п ока за н н о е в фильме случилось на сам ом д е л е. П р и едет такой Б агров дом ой , р асск а ж е т о «лю бви» ж ен е, что она б у д ет чув ствовать п осле этого? А х, какая святая наивность! Зач ем ж е рассказы вать? З н а чит,. н адо обм аны вать сам ого близкого человека? И эт о хорош о, соответствует норм ам наш ей нравственности? Т ут только руками разведеш ь. П о словам рец ензен та, Татьяна — д у х о в н о богатая ж енщ ин а, она «сум ела превратить С лучай в С удьбу». К акую ? Бы ть одинокой? И ли решиться роди ть ребен ка и растить его б е з м уж а? Н о чтобы подн ять ребен ка на ноги, от один ок ой м атери, как известно, п о тр еб у ется н еж ен ск ое н апряж ени е всех её сил. А хорош о ли ем у б у д ет б е з отца? Н е п очувствует ли он себя ущ ем ленным в ж изн и ? Е сли родится сын, то б е з м у ж ск о го прим ера очень т р удн о воспитать у него ц елеустрем лен н ость, см елость, ответствен ность. тягу к отцовству. Д ет и су д я т р оди телей, никуда от эт о го не уйдеш ь. С м ож ет ли б езм у ж н я я эм ансипированная мать убеди тел ьн о впоследствии ответить на вопросы ребенка: «Г д е мой отец? П очем у я р асту б е з него»? А ведь в Т атьян у был влю блен человек, ж елавш и й стать ее м у ж ем , у нее не бы ло к н ем у серьезного чувства, но все ж е ей м о ж н о бы ло попы таться устроить норм альную семью . М ог ли бы появиться дети, которы е стали бы нравственным оп равдан ием брака д а ж е в том случае, если бы лю бовь к м у ж у так и н е приш ла. Н о кто зн ает, м о ж ет быть, постучалось бы к ней н астоящ ее счастье. М ал о ли в ж и зн и бы ло случаев, к огда вступали в брак б ез лю бви, она п оявл я лась п отом (н ар одн ая пословица гласит: «Бы ло бы согласи е, а лю бовь п р и д ет » ), люди, счастливо ж ил и, вырастили хорош их .156 детей и не испы тали трагеди и оди н оч е ства. А фильм «Т ранзит» п р оп оведует мысль: п ользуйся лю бым удобны м случа-. ем, чтобы схватить удовол ьстви е, прове ден н ая со случайным спутником ночь в постели д о р о ж е норм альной сем ейной ж изн и . Т ак ое отнош ение к лю бви и сем ье н е в лучш их тради ц иях русск ой классической литературы . Н априм ер, Л . Т олстой писал, что н адо добиваться того, чтобы « н а р у ш енное обещ ан и е верности, д а в а е м о е в браке, казнилось бы общ ественны м м н е нием п о крайней м ере так ж е , как к а з нятся им наруш ения ден еж н ы х о б я за - зательств и торговы е обм аны , а не в осп ева лись бы, как эт о д ел а ется теперь в р о м а н ах, сти хах, п есн ях, оп ер ах и т. д .» Он у т в ерж д а л , что н равственное созн ан и е общ ества, наш а совесть всегда о су ж д а л и распущ енность и ценили ц ел ом удр и е. Ч е хов п ротестовал против того, что в н еко торы х п роизведен иях авторы третировали «с высоты писательского величия совесть, св о б о д у , лю бовь, честь, нравственность, вселяя в тол п у уверенн ость, что все эт о , что сд ер ж и в а ет в ней зв ер я и отличает ее от собак и и что д обы то путем вековой борьбы с природою , л егк о м о ж ет быть ди ск р ед и тировано» (письм о А. С. С уворин у о т 27 д ек а б р я 1889 г .). Н и когда не устар ею т, не вы йдут из м оды порядочность, честь, б л а городств о, верность, которы е являю тся светлым торж еств ом совести и чувства ответственности. Такие откровен но антисем ейны е фильмы , как «Т ранзит», на р ук у искателям остры х ощ ущ ений, ратующ им за вседозвол ен н ость , они нравственно р астлеваю т м о л о д еж ь , вносят свою л еп ту в то, что в наш ей ст р а не становится все больш е р азби ты х су д еб , появляется в се бол ьш е внебрачны х детей! не ум еньш ается, а увеличивается количе ство осколочны х сем ей. Н е о таки х ли ф ильм ах и литературны х п роизведен иях, по сути д ел а разруш аю щ и х в читателях и зри телях верны е представл ени я о н асто ящ ей лю бви и сем ье, с непрекры той горечью писали три девуш ки ещ е почти деся ть л ет н а за д (их письмо п р оци тирова но в «П р авде» 3 ок тября 1976 г.): «М н о гое из того, что мы читали и см отрели на эк р ан ах, внуш ал о нам легкое, б езд у м н о е отнош ение к ж изн и , пока не сд ел а л о п о х о ж им и на пакет д л я м олока: и спол ьзовал и бросил... В от п очем у мы такие, какие есть...» В постановлении Ц К КП С С «О дальнейш ем улучш ении партийного р у к о водства к ом сом олом и повыш ении его роли в комм унистическом воспитании м о л о д е ж и » («П р ав да», 1984, 7 ию ля) говорится как о важ н ейш ей за д а ч е воспиты вать в м ол оды х лю дя х «к ультуру и бл агор одство в отнош ении сем ьи». М огут ли объ ясни ть защ итники идейны х достои н ств «Т ран зи та», как п ом огает он реш ать нам эт у ответственную задач у? О дн ак о, м огут в озрази ть, позиция а в то ров «Т ранзита» о т р а ж а ет новы е веяния ж и зн и , ведь нравственность — категория социально-историческая, и п отом у п р а в о м ерн о ли прим енять стары е м оральны е нормы к наш ей действительности. Н а д о , н а прим ер, учиты вать воздействи е на п оведен и е лю дей отрицательны х п оследствий о п у ст о шительной войны , ун есш ей о т н ас д в а д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2