Сибирские огни, 1986, № 10
— Чайку бы нам с тобой попить,—уклончиво ответил милиционер, но предложение было хорошее, считал бы по-прежнему Саню преступ ником —стал бы пить чай с ним или, говоря, нам с тобой, он опять имел в виду одного себя. Но он не имел в виду одного себя.—Давай, парень, чай пить. Цейлонский. С молочком. Хлеб с маслом име ется. Сыр. Творога пачка. Мясного не держу, диета у нас с тобой, голубчик, диета. Не время чай пить, но и отказываться не резон. — Диета так диета. Составлю компанию. Неспроста затеял милиционер чаепитие. На уме или на сердце держал что-то. Так и оказалось. — Случай или беда тебя послали мне —не знаю. Но, видно, неспроста послали. Больно жизни наши сходные, как картинки. Одно и то же на них нарисовано. На твоей картинке нарисовано, что Саней зовут, по отцу Александрович. Один к одному моя картинка на твою накладывается, и я —Сан Саныч. Не одни имена сгадываются, и в орденах недалеко друг от друга ушли, по знамени имеем, по Славе. Но нас, Сан Санычей, как собак нерезанных, и с орденами, и без орденов. Другое сходство холонит меня. Сколько годиков-то тебе? — Двадцать семь. — И я так высчитал. Когда паспорт твой в руках держал, тогда и высчитал,— пояснил Сан Саныч,—и у меня в твои годы жена погиб ла. Двадцать восьмой шел мне, и, как твою, Татьяной же звали, это я то же в паспорте подглядел. Отличие только по отчеству. Твоя-то Валерьев на, моя —Васильевна, и то первая буква сходится. Со всех сторон одним миром мазаны. Как поступить, ума не приложу. Отпустить — грех на душу, преступный ты человек нынче, покрывать долг службы не ве лит — шутка ли, машину угнал. Задержать до выяснения обстоятельств —опять же грех на душу. Обстоятельства выяснять —канитель долгая, а тебе время дорого. Войди в мое положение, пойми, отчего мое реше ние не складывается ни в ту, ни в другую сторону. Я и сейчас еще не знаю: как долго нам, гслубчик, чаи пить. •' И милиционер Сан Саныч маялся, и Саня маялся. Задали они друг другу задачу. Но если милиционер не знал, какое он примет реше ние, то Саня верил: дурным решение не окажется. — Не на веки же вечные сгину. Вернусь из дома — арестовывай, и вообще: поступай со мной, как знаешь. Милости не прошу, грешен — отвечу. Только отсрочку дай. — Я-то тебе отсрочку дам. А м.не кто отсрочку даст? Пока ты в от сутствии, мне тем временем по шапке дадут. — За что же пс шапке? — За содействие угонщику — раз, за то, что позволил нарушить правила дорожного движения,—два. Не будь ты угонщиком, и то права не имел бы на трассу выпускать. Туман — зги не .ридно. Может, я тебя на погибель выпускаю. Кому ведомо: доедешь —не доедешь до места? — Нельзя не доехать. Нельзя! — То-то и беда, кругом нельзя: тебе —нельзя, мне —нельзя. Быть-то как? —это уже не Саню, а себя милиционер допытывал, он, привыкший проводить дознание и беспристрастные допросы других лю дей, никак не мог произвести дознание собственной совести, смятение поселилось в ней, смещение вековечных понятий, унаследованных с то го дня, когда впервые примерил к плечу милицейское обмундирование... Разве не служебные инструкции долг совести? Или долг совести это не только служебные инструкции? Злонамеренность или добродетель —дей ствие за гранью инструкции? Он не задавал ни вслух, ни про себя ника ких вопросов, чувствуя их в самом себе, и боялся того, что чувствовал. Раньше он считал: чувства даны человеку в наслажденье, а выходи ло — в наказанье: пылью, атомом, скотиной бессловесной стать бы в эту минуту, не человеком. Но беда: не мог стать ни скотиной, ни ато мом, ни пылью, беда: человека из себя не вытравил — не вызверился, 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2