Сибирские огни, 1986, № 10
вое, все органическое; что в известные времена они требуют известных движений, перемен, более или менее сильных, иногда отзывающихся бо лезненно на организме, смотря по ходу развития, по причинам, кореня щимся во всей предшествующей истории народа. При таких дви жениях и переменах, при таком переходе народа от одного по рядка жизни своей к другому, из одного возраста в другой люди, одаренные наибольшими способностями, оказывают народу наибольшую помощь, наибольшую услугу, они яснее других понимают потребность времени, необходимость известных перемен, движения, перехода и силой своей воли, своей неутомимой деятельностью побуждают и влекут мень шую братию, тяжелое на подъем большинство, робкое перед новым труд ным делом. Как люди, они должны и ошибаться в своей деятельности, и эти ошибки тем виднее, чем виднее эта деятельность, иногда по силе при роды своей и силе движения, в котором они участвуют на первом плане, они ведут движение за пределы, назначенные народной потребностью и народными средствами. Это производит известную неправильность, оста новку в движении, часто заставляет делать шаг назад, что мы называем реакциею; но эта неправильность временная, а заслуга вечная, и приз нательные народы величают таких великими благодетелями своими». Вот как по-научному объективно оценил деятельность Петра Первого крупнейший русский ученый. Жаль, Сережа, что тебе не попалось это высказывание. — Мне оно знакомо,— сказал Никонов.—И моя работа — попытка сказать то, о чем классики вольно или невольно умалчивали. Чего не ви дели или не могли увидеть из своего времени. — Как понимать — не видели?—спросил Лев Андреевич.— Вы что же, не согласны с Соловьевым? — Не согласен,— Никонов помедлил и, приказав себе: не срывать ся! — продолжал: —Не согласен потому, что бесчеловечно приносить одни поколения в жертву другим. Бесчеловечно и несправедливо. И еще доказать надо, разумно ли это «движение за пределы, назначенные на родной потребностью». Не стало ли это «движение» причиной бессмыс ленных жертв и страданий народа при Петре, духовного обнищания на ции, которое потом новыми лишениями долго и тяжко пришлось воспол нять последующим поколениям? — Молодец наш диссертант! —Аспирант-заочник, что постарше, ростом был невелик, но широк в плечах, большерук. Опытный, видимо, оратор, он сделал паузу, оглядел всех веселыми глазами: — Ну, славный же малый, ей-богу: с классиком поспорить, всю нашу историческую нау ку пристыдить! Как говорится, вся рота идет не в ногу, один подпору чик шагает в ногу. Такие «подпоручики» делают, бывает, крупные вкла ды в науку, допускаю, это удастся когда-нибудь и Сергею Никонову, а пока... я без особого жара начал читать, скорее не читать даже, а лис тать диссертацию: что можно сказать нового о Петре Первом? Потом вижу: нет, брат, тут могут тебя здорово одурачить: читай, мозгами по шевеливай и на ус мотай. —Оратор опять веселыми своими глазами ог лядел аудиторию, прищурился.—Кандидатское звание? Я бы с ходу при своил его Никонову, и знаете за что? За то, с каким блеском он доказал, что наша историческая наука—особа трусливая, недобросовестная, ти рана и невежду возвела в гении, раболепствует перед ним. Что там! Можно и докторскую сгоряча не пожалеть, ведь прямо в восторг прихо дишь, как все убедительно, на первый взгляд, правда. А потом, когда вдумаешься, примечаешь: однобоко все как-то получается, с душком, с креном. А с кренбм потому, что диссертант использовал только те доку менты, которые «работали» на его концепцию, подтверждали ее; те же, что противоречили, он игнорировал, будто их в природе не существова ло. Я согласен, Лев Андреевич, автор владеет языком, излагает материал увлекательно, выстроил его хитроумно. Только очень уж хитроумно —с подтекстом, с подвохом! Обратите внимание, работа называется «Гума нистическая сущность реформ Петра Великого», а что в ней доказывает ся? Что ничего гуманистического в деяниях Петра на самом деле не было, 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2