Сибирские огни, 1986, № 10
Итак, Рубикон перейден, работа над диссертацией продолжается, а точнее, начинается, поскольку это будет совсем другая диссертация, совсем иная концепция, хотя название и подзаголовок «Петр Первый — духовный вождь и воспитатель народа» остаются. Но сам собой в подтексте возникает вопрос: воспитатель ли? отец ли? И если отец, то каков отец? Вот факты, вот истинные дела царя Петра, высокие и низ кие, великие и стыдные. Судите сами. В подтексте же и совет: оцени сам дела и жизнь Петра Великого. Окинь их взглядом сыновним, благодарным, но не всепрощающим. Ибо не во всепрощении нуждается наследство отцов наших, а в строгой оценке того, как проросло оно в дне нынешнем. Эту мысль он положил в основу своей статьи, которую опубликовал в научном журнале, об этом говорил, выступая на семинаре «Петр Пер вый в исторической и художественной литературе», которым руководи ла Татьяна Исаевна Соловьева... 10 Увидев однажды в окно читального зала голубое небо над Невским, Никонов вЫшел дохнуть свежим воздухом. Было воскресенье, нарядная толпа текла по Дворцовой набережной. Женщины, одетые в легкое, яркое, казались сплошь красавицами, звенели детские голоса. В такой же летний день, думал Никонов, шагал он, царь-самодер жец, по этим самым камням, а толпа, словно подкошенная, валилась к его ботфортам. Каков он, мир души, этого человека? Что думал о тех, кто падал ниц перед ним? Холопы, думал он, все от мужика во вшивом армяке до фельдмаршала в золотом шитье, все мои холопы. Уже родившиеся, и живущие, и еще не рожденные... Хозяин и рабы! Весь народ, миллионы,— рабы одного человека! Мы в его руке, говорили и царедворцы, и простой люд. Как же так? Почему? Это же болезнь какая-то! Болезнь целого общества... Рабочим- судостроителям тоже обрезали бороды, и они носили их в мешочках, «дабы не предстать перед святым Николаем без бороды», хотя и отрезанной: борода — образ божий. Таков был их протест, бунт... Смирение — вот что порождает идолов. И — рабов. Никонов отдался течению толпы. Плескалась о гранит невская вол на, гудели мосты, синели дали Финского залива. Вдруг его буд ломку там, где, не дай бог, герой может ушибиться! Пусть ушибается, насажав синяков, набирается мудрости. Если же герой занят не тривиальной погоней за расхожим «счасть ем» в виде карьеры, а поиском Истины, то здесь вмешательство автора просто возму тительно. Конечно же, «единоборство» Никонова с героем Полтавы и смешно, и наивно, однако сама жизнь лучше, чем автор вразумит его, и пусть это сделают в открытой борьбе его современники, сверстники. Этих примечаний можно было бы и не делать, если бы не святотатственные нападки Никонова на Пушкина. Следя за эволюцией мысли Сергея Никонова, сочувствуя ему в его искренних заблуждениях, автор тем не менее не мог не удивляться тому, как поверхностно (в полемическом, разумеется, запале) прочитал Никонов «Медного всадника». (Не странно ли, что «медный», а не бронзовый, из бронзы же отдит памят ник?!) Как не заметил Никонов, что самое искреннее сочувствие Пушкина принадле жит «безумцу бедному», маленькому человеку Евгению и уж никак — не «горделивому истукану»?! Недаром волею живого истукана Николая Первого «Медный всадник» при жизни поэта так и не увидел света. Пушкин и преклонение перед раззолоченным величием—упрек глубоко несправедли вый, незаслуженный величайшим бунтарем, вдохновенным певцом свободы! Но вместе с тем правомочен ли автор навязывать герою свои взгляды даже на Пушкина, пусть хрестоматийно правильные, научно бесспорные? Не окажется ли это плохой услугой для читателя, который и сам, разобравшись, может поспорить с Никоновым? Автору остается лишь сбжалеть и о том, что Сергей Никонов опять же в полемиче ском запале не обратил внимания и на тот факт, что Пушкин после многолетнего изу чения документов охладел к истории Петра, видимо, разочаровавшись в величии дея ний «исполина», о чем свидетельствует его красноречивая запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2