Сибирские огни, 1986, № 10
способен ли был на что-то опасное этот вялый, слабый человек? За на мерение, то есть за слово, можно пересажать сколько угодно людей, де лая это именем народа, именем бога, объявив публичные устрашения казнями высоким «долгом благочестия». Воспитание устрашением! Да, то было жестокое время, горели ко стры инквизиции в Испании, Италии, английские короли вешали чад своих за подстреленную лань — «отцы отечеств» не только дарили друг другу дочерей в жены, но и делились опытом укрощения «возлюбленных чад своих» — топор, петля, гильотина, дыба, тюрьма и ссылки — и все именем бога, царя-короля, именем народа... А результат? Русский народ называл антихристом своего «отца отечества», разбегался по необъятной стране, скрываясь в таежных дебрях. Надругательству над верой раскольники предпочитали мучени ческую смерть, запирались в моленных домах, сгорали заживо. А что же в самом доме Петра, в ближайшем его окружении? При дворе бесстыдно плутовали, интриговали, развратничали. Воровали все, начиная с царского любимца «светлейшего», до шутих и фрейлин. Но удивительное дело: мордобой и плети, каторга, страх перед немилостью никого не останавливали, никого ничему не научали!.. За взятки осужден на смерть вице-канцлер и сенатор Шафиров, но снят с плахи и сослан. Прибыльщик А. А. Курбатов, автор проекта взимания пошлин за гербовую бумагу, уличен, как казнокрад, и умер под следствием. Та же участь постигла фискала Нестерова, уличенного в вымогательстве. Приближенная императрицы фрейлина Мария Га мильтон обворовывала свою госпожу, а в блуде зачатых детей топила в отхожих местах, за что сложила на плаху прелестную голову. Не воровал, кажется, лишь Франц Лефорт, но августейший друг щедро одаривал его из казны, и генерал-адмирал, всех орденов кавалер, умерший от белой горячки, был, пожалуй, единственным верным другом царя. Великий гуманист, Александр Пушкин, читая те же документы, содрогался, наверное, не менее, но в конце концов Никонов, как ему казалось, постиг всю высоту подвига поэта-гражданина — его подвиг умолчания. Все зная о Петре, Пушкин счел долгом своим оставить для потомков лишь образ героя, ах, как мало было их в истории Российской, венценосных героев! Кто, как не он, Пушкин, мог и должен был пода рить народу величие национальное?! А правда, вся правда этого вели чия, подождет. Потомки разберутся и скажут сами слово суровой исти ны, а пока пусть поколения русских оглядываются назад с гордостью, с восхищением!.. И вот наступила эта пора,— взволнованно думал Никонов.— Пол тора века прожила после Пушкина Россия. Шквалы революций в Европе, две мировых войны, три революции в России,— иной стала не только Русь,— вся планета. Время наводит ревизию старым истинам, и самая, казалось бы, незыблемая, но не истинная истина рассыпается в прах под пристальным взглядом науки. И ему, Никонову, выпал жребий сказать новое слово о личности Петра, о его величии и малости, его свершениях и преступлениях. Да, преступлениях, все надо называть своими именами, — иначе история останется легендой, а не наукой! Не смирись! Самые отважные мысли приходили Никонову, когда он, оставив коллег-классиков пылиться в читальных залах, бродил по улицам Ле нинграда, погруженный в размышления, в одиночестве продолжая свое единоборство с героем Полтавы. Бывало, в задумчивости глубокой, как Евгений Пушкина, вдруг слышал за собой топот бронзового всадника, но не удирал испуганно, а предерзко оглядывался1. 1 Имея иные взгляды на жизнь и деятельность Петра, автор, однако, не счел не обходимым вступать в полемику с Никоновым, дерзко обвинившим чуть ли не все общество в преклонении якобы перед лжевеличием великого. Ошибочные взгляды свои (хотя они и не новы в отечественной историографии) Никонов выстрадал самостоятель. но, и ГОже ли автору поправлять своего героя, делать его «правильнее», подстилать со 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2