Сибирские огни, 1986, № 10
Родина для Аржана Адарова — это люди, Алтай для Аржана Адарова — это, во-пер вых, алтайский народ — доярки, чабаны, косари, все те, кто своим вечным трудом созидают самую высшую красоту мира — красоту человеческой души. Поэтому герой поэта, возвращаясь не только из дальних краев, но и из мыслей, далеких от насущных забот его земляков- сельчан, всегда тянется к родному: И я возвращаюсь к друзьям своим. Вхожу в аил пятигранный. Сажусь у веселого очага И слушаю песни снова, В них каждая нота мне дорога, Любое дорого слово... (П е р е в о д Е . Х р а м о в а ) Рассказывая о своих друзьях, поэт отве чает не только на вопрос — откуда он, но и на вопрос — кто он такой? Поскольку всегда верной остается истина: скажи мне, кто твой друг, и я скажу — кто ты. Чело век богат людьми. Ценность любого чело века как раз и измеряется тем, насколько он связан с людьми, сколько самых разных забот о самых разных людях не дают ему покоя. Потому просто необходимо назвать хотя бы некоторых из тех, к кому дружески обращается поэт в своих книгах, наполняя название одной из них — «Слово, сказанное людям» — конкретным смыслом. Поэт вспоминает, что на Алтае побывал Мустай Карим, и в те годы мечтает, что Приедут к нам Мудрец Расул И пламенный Кайсын, Чингиз, философ сдержанный, Манаса славный сын... (П е р е в о д М . А к ч у р и н а ) Поэт обращается к друзьям — Эркемену и Омору Султанову, к старшему товарищу Сабдину, к монгольской девушке Нарансе- цег и японке Митико. Поэт рисует незабы ваемый облик советского классика Яросла ва Васильевича Смелякова, , вспоминает свою студенческую юность, когда счастливая судьба подарила ему встречи с Назымом Хикметом, Фадеевым, Пастернаком, Чуков ским. Так расширяется внутренняя, духов ная биография героя этой книги. Тут непре менно надо сказать, что понять героя, по нять его характер, судьбу, то есть -— по нять, кто он, — невозможно без стихов о Петре Сухове, без той пристрастности, с какой многократно на страницах этой цин ги поэт обращается к имени и делам Рери ха, без полной гражданской страстности стихов о ветеранах Великой Отечественной войны, без скромного, но очень важного для всего поэтического мира — обращения к имени В. И. Ленина. Но, как говорил Маяковский,— «я —по эт и тем интересен. И, отвечая на вопрос — кто ты? — Аржан Адаров говорит о по эзии, о своем понимании стихотворчества, о том — что есть честный писательский путь, правдивое творческое поведение. Истоки поэзии он видит в неизбывной творческой силе народа, передавшего ны нешним поколениям неисчерпаемые богат ства фольклора, который выработал и за крепил лучшие черты неизменной морали и нравственности. Высокая мораль и нравст венность, только они могут стать настоя щей основой поэтического творчества, толь ко они способны помочь поэту совершенст воваться, духовно расти, постигая связь времен, проникая в смысл летящей совре менности. И не случайно Аржан Адаров сравнивает стихотворения с табуном алтайских коней, которыми можно любоваться, гордиться но которые рождены на этой земле, чтобы работать, быть для человека труда верным помощником во все дни его жизни. Это очень верный и точный образ. Рус ский поэт написал бы, что настоящие стихи нужны, как хлеб. Алтайский поэт написал, что такие стихи нужны, как конь. Аржан Адаров никогда не был спокой ным, созерцательным поэтом. Он всегда в своем творчестве занимал и занимает ак тивную гражданскую позицию, последова тельно отстаивая идеалы правды, социаль ной справедливости, идеалы трудового на рода. Активность, тенденциозность творче ства (Маяковский говорил, что поэзия и начинается с тенденции!)— дело непростое, дело трудное. Потому многим, даже и ли рическим, раздумьям поэта присущ драма тизм. И это естественно. Тот, кто успокоил ся,— поэтом быть перестает. И, наконец, читатель задает вопрос: поэт, какое у тебя дело к нам? И поэт отвечает: я пришел к вам, рус ские читатели, чтобы рассказать вам о сво ей родине, о ее красоте, чтобы ранее неве домый, мало известный вам край стал хоть немного ближе, роднее, понятнее. Вы зна ли, что Зауралье, южная Сибирь, Алтай — края несметных природных богатств, а я вам говорю о другом более ценном богат стве — о людях мира, о их душе, о их судьбе. Говорю затем, чтобы приезжали вы сюда не как в дикий край заповедной при роды, но как на землю тысячелетней бога тейшей духовной культуры. Но и не только об этом книга. Уж я не молод, пожил я на свете, Узнал, как жизнь трудна и хороша, Но входят в мир с доверьем наши дети — И так болит за них моя душа! Неужто не сумеем на пределе Над пропастью нажать на тормоза?.. В ночных горах, на каменной постели Лежу, и звезды падают в глаза. Нет, верю: человечество, ты — мудро! Гляжу с надеждой трепетной вперед: Жизнь победит, живое — не умрет! Ну, а пока что — наступает утро... (П е р е в о д И . Ф о н я к о в а ) Таким мне представляется разговор Ар жана Адарова с читателями, разговор, ко торый он ведет со страниц своих книг. Слово, сказанное людям. Слово, нужное людям и людьми услы шанное. Александр ПЛИТЧЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2