Сибирские огни, 1986, № 10
свет, на какой благодатной почве взра стает «разноликое, разномысленное зло». А рождается оно, не без оснований считает автор романа, «чаще всего покор ностью нашей, безответственностью, беза лаберностью, желанием избранных, точнее самих себя зачисливших в избранные, жить лучше, сытей ближних своих, выде литься среди них, выщелкнуться, но ча ще всего — жить, будто вниз по речке плыть». Одинаково приложимо все это, пожа луй, как к первичным семейно-бытовым отношениям, далеко не всегда принимаю щим нужное направление, так и ко всему социальному климату в целом. Да и трудно тут отделить одно от другого или выделить что-то во главу угла, хотя сам В. Астафьев убежден, что «танцевать» не обходимо именно от семьи, от ее надеж ности, прочности, духовного здоровья, ибо она — главный строительный материал го сударства, и от того, насколько качествен ным этот материал окажется, зависит и качество общественного здания. В данном случае трудно не согласиться с автором «Печального детектива». В са мом деле, разве не из таких ли вот се мей, где царит эгоизм, неприкрытый ци низм, корысть, бездушие, жестокость и без нравственность во взаимоотношениях ее членов, прежде всего мужа и жены, ма тери и отца, выходят «добрые молодцы» или пэтэушники, для которых убийство — сущий пустяк. Публицистически обнажен но, зло, с едким сарказмом, но и душев ной в то же время болью, пишет. В. Аста фьев о подобных семьях, заставляя, как истинный художник, умеющий концентри рованно-точно направить в цель свою изобразительную силу, содрогнуться нас от одного их созерцания. «Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дому и загулял. И гуляй бы он, захлеб нись вином, проклятый, да забыли родите ли дома ребенка, которому не было и трех лет. Когда через неделю взломали дверь, то застали ребенка, приевшего да же грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов,-— он питался ими. В до ме ребенка мальчика выходили — победи ли дистрофию, рахит, умственную отста лость, но до сих пор не могут отучить ре бенка от хватательных движений — он все еще кого-то ловит...» И сколько их — «малых людей, осиротев ших в несчастье, брошенных или пропитых мамами и папами»! А сколько полуоси- ротевших, с одной матерью или отцом! Бесстрастная статистика свидетельствует, что почти половину всех наших семей тро нула трещина разлада. Это уже не отдель ные порченные «кирпичики», издержки, так сказать. Это уже беда — большая, национальная. У главного героя романа тоже не ладится с семьей. Однако, пытаясь разобраться в жизни и себе самом на новом рубеже своей жизни, Леонид Сошнин преж де всего старается осмыслить свои семейные отношения, понимая, что без этого ему дальше не двинуться ни как человеку, ни как начавшему свой творче ский путь писателю. И не случайно первое, 170 на что направил Леонид свои силы в новой для себя жизни, приступил к ликвидации семейной трещины, и приступил уже на каком-то новом витке осознания той по истине государственной значимости, какую имеет монолитная семья. «Муж с женою. Женщина с мужчиной, совершенно не знавшие друг друга, не подозревавшие даже о существовании живых пылинок, вращавшихся вместе с землей вокруг своей оси в непостижимо громадном пространстве мироздания, соединились, чтобы стать родней, пережив родителей, самим испытать родительскую долю, продолжая себя и их. Не самец и самка, по велению природы совокупляю щиеся, чтобы продлиться в природе, а чело век с человеком, соединенные для того, чтоб помочь друг другу и обществу, в котором они живут, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с кровью все, ЧТО в них есть хорошее. Ведь от родителей они были переданы друг дружке всяк со своей жизнью, привычками и харак терами — и вот из разнородного сырья нужно создать строительный материал, слепить ячейку во многовековом здании под названием Семья... Экая великая загадка! На постижение ее убуханы тысячелетия, но так же, как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья». Не в одной только семье, конечно, все дело. Само общественное развитие может иметь нежелательные подвижки и деформа ции и тем самым не лучшим образом влиять на человека, даже воспитанного в добрых семейных правилах и традициях. В «Печальном детективе» есть сцена про водов некоего «влиятельного штымпа», осчастливившего своим присутствием про винцию. Проводы вылились в целый спектакль с бурными речами, угощением, подарками и т. д. Во главе провожающих руководитель крупного строительного тре ста, бывший однокашник Сошнина Володя Горячев, получивший полноценное семей ное воспитание, человек несомненно чест ный, умный. Но скрепя сердце он вы нужден играть в этом пошлом спектакле проводов «штымпа» одну из главных ролей, потому, что такая сложилась практика дело вых отношений, потому что «этот сиятель ный штымп всех нужных людей известит, что в Вейске принимают лучше, чем, скажем, в Чебоксарах», а следовательно, в главке будут удовлетворены все заявки, соответственно, удастся выполнить все планы... Истоки такой порочной практики отнюдь не в семье. С самых, как видим, разных, порой очень даже неприглядных сторон всматривается в сегодняшнюю жизнь автор «Печального детектива». Многие его эпизоды возникают, как нынче любят говорить, спонтанно, а то и вовсе, на первый взгляд, случайно, отчего новое произведение В. Астафьева могло бы показаться всего лишь серией колоритных физиологических очерков, а не романом, если бы не фигура главного героя, не только объединяющего, связую щего, организующего разрозненные эпизо ды, но и проявляющего авторскую позицию, его отношение к современному состоянию человеческого бытия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2