Сибирские огни, 1986, № 10
ное население обезлюдевших после очеред ного «укрупнения» окрестных деревень. Рискуя жизнью (здесь-то он и получил тяжкое ранение, в результате которого стал инвалидом), Сошнин обезвредил ма терого преступника, собиравшегося сжечь запертых в телятник работниц, не давших ему десятку на опохмелку. И — вот уж действительно загадочная русская душа! — на суде, в глазах тех же самых людей, которые так от него натерпелись, Венька выглядит уже чуть ли не героем. Его вполне искренне жалеют, а одна из самых обиженных им женщин, «оттолкнув кон воира, с ревом бросилась на шею Веньке Фомину». У Сошцина к Веньке иное отношение, хотя тоже неоднозначное. «Нет, ему не жалко было Веньку Фомина, но и торже ства он тоже никакого не испытывал, тем паче злого». И не потому только, что «ра бота в милиции вытравила из него жа лость к преступникам». Дело еще и в том, что Леонид Сошнин относится к катего рии не добреньких, а по-настоящему доб рых людей, а это уже само по себе очень немаловажно. Ведь «легко возбудимое, слепо вспыхивающее, разномысленное, не объяснимое зло» чаще всего как раз и со седствует с аморфной • жалостливостью именно у добреньких — не умеющих, а скорей не желающих видеть зло в различ ных его проявлениях, тем более бороться с ним. С другой стороны, такое вот доб ренькое всепрощенчество, безотноситель ное, абстрактное сострадательство, далекое от подлинного участия и сострадания, по убеждению В: Астафьева, приводит к тому, что «вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого добросердечного народа». О природе добра и зла в современном мире, их взаимодействии и взаимоотноше ниях автор «Печального детектива» раз мышляет немало, что вполне закономерно: не уяснив сути, причин и истоков этих противоборствующих начал человеческой жизни, вряд ли можно как следует понять и объяснить, «что с нами происходит», и получить хотя бы приблизительный ответ на вопрос: «Как на свете жить?» Не понять, во всяком случае, откуда в нашем, построенном на принципах гума низма, обществе, где все для блага чело века и во имя человека, берется «безумие, дикость» в лице того же, скажем, Веньки Фомина? Или пэтэушника, который заре зал совершенно не знакомую ему бере менную женщину только за то, что она имела несчастие попасться в неурочный час на глаза ему, ослепленному дикой мстительной злобой, искавшей любого вы хода (получасом ранее его, пьяного, с треском выперли из женского общежи тия)? Или «некоего доброго молодца, двадцати двух лет от роду», который «от кушав в молодежном кафе горячительно го, пошел гулять по улице и заколол ми моходом трех человек», потому что ему их «хари не понравились»? Или в лице тех трех бездельников, которые пытались просто от нечего делать избить Сошнина в его собственном же подъезде?.. «Откуда это в них? Откуда? — задумы вается писатель вместе со своим героем.— Ведь все трое... из трудовых семей. Все трое ходили в садик и пели: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки...» В школе: «Сча стье — это радостный полет! Счастье — это дружеский привет...» В вузе или ПТУ: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг...». Втроем на одного в общем-,то в добром, в древнем, никогда не знавшем войн и набегов русском го роде...» И на сей счет есть у В. Астафьева свое определенное мнение. Нет, он не пы тается изобретать каких-то новых, необыч ных теорий; автор просто призывает не забывать, не отмахиваться от возможно сти изначального существования в том или ином индивидууме вируса зла — причем, вируса отнюдь не «инфекционного», при внесенного откуда-то, приобретенного, но генетического, то есть врожденного, го раздо более опасного, поскольку долгое время он может не проявляться, однако, вырвавшись при благоприятных условиях на волю, чреват для окружающих боль шой бедой. И к ней, настаивает автор ро мана, надо быть готовым: не стыдливо от водить глаза, доказывая, что ничего по добного у нас нет и не может быть, наив но полагая, что, сокрыв тайну, избежав огласки, можно обмануть и саму болезнь, а во всеоружии знания о природе зла вести с ним беспощадную борьбу. «Почему не от своих учителей, а у Ницше, Достоевского и прочих, давно опочивших, да и то почти тайком, надо узнавать о природе зла? — справедливо недоумевает писатель.— В школе цветоч ки по лепесточкам разбирали... А он, мо шенник, вор, бандит, насильник, садист, где-то вблизи, в чьем-то животе или в ка ком другом темном месте затаившись, си дел, терпеливо ждал своего часа, явив шись на свет, пососал мамкиного теплого молока, поопрастывался в пеленки, похо дил в детсад, окончил школу, институт, университет ли, стал ученым, инженером, строителем, рабочим. Но все это в нем было не, главное, поверху все. Под нейло новой рубахой и цветными трусиками, под аттестатом зрелости, под бумагами, до кументами, родительскими и педагогиче скими наставлениями,' под нормами мора ли ждало и готовилось к действию зло». Можно было бы, наверное, прочитав и этот отрывок и многое другое, созвучное ему, в романе «Печальный детектив», упрекнуть автора в сгущении красок, в утрировании, в какой-то даже тенденциоз ности взгляда и мрачности настроения. Однако, если вслед за автором данного произведения постараться открыто взгля нуть правде в глаза (к чему он, кстати, всем пафосом повествования и призывает), вспомнив, к тому же, далеко не радуж ную статистику преступлений и правонару шений, ничем не мотивированных, кроме необходимости выхода наружу зла и же стокости ( и сколько уж было на эту те му в нашей прессе судебных очерков!), то вряд ли возникнет охота к подобным обвинениям. Тем более, что В. Астафьев не ограничивается всего лишь утвержде нием, что в душе человеческой нет-нет да и заведется «самый жуткий, сам себя по жирающий зверь». Писатель старается показать, что помогает явиться ему на 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2