Сибирские огни, 1986, № 10
неравнодушие и активность людей. Чем заметней ускорение общественных процес сов, тем сильнее сказывается действие (и бездействие) этих условий, тем меньше (или больше) бед могут наделать «враги» — люди, подобные не только Салину и Коро- стылеву, по чьей прихоти и подозритель ности страдают безвинные люди; не толь ко Стасу и Федору, с готовностью востор женных репортеров приветствующих на ступление воинствующего прагматизма; но и подобные водителям тяжелых автомоби лей из бригады Краюхина — «героям гру да», «маякам» и «передовикам». «Они хорошо зарабатывают?» — тихо спросил Коршак. «Да уж будьте любезны! — Стас засмеялся.— Этот народ не обсчи таешь... Сотен до семи... Это новый тип романтика. Они сюда не за туманом и за запахом тайги со всей страны съехались...» О них очень точно сказал В. Сурганов: «Трудяга-прагматик, работающий честно и даже ударно-показательно, но только в интересах личного достатка и карьеры, то есть, по сути, идеологический спекулянт (подчеркнуто мной.— И. Л .), тот же обыватель-индивидуалист, расчетливо и ком фортно разместившийся в рамках наших поверхностных, плакатных представлений о труде и труженике...» Да, жизнь наша не просто обновляется, не просто идет вперед— она мчится! И в душе, в сердце каждого человека должна ощущаться направленность общего движения, каждая личность должна обла дать «чувством вектора». Потому что исто рическое движение общества способно сох ранять свою скорость и верное направле ние лишь в том случае, если каждый (каждый!) будет делать физическое и духов ное усилие в общем направлении. Мало того, необходимо еще, чтобы каждый человек (каждый!) обладал способностью предвидения, мог верно предугадать и правильно оценить будущий результат и своих, и общих усилий. Вот он — парадокс современности: объективное предвидение индивидуума. Объективность субъекта. Так, и только так! Парадокс этот созрел не вчера и не позавчера. Об этом уже догадывался изыскатель Домбровский, дневник которого был найден в тайге и попал в руки Коршаку, и где были такие строки: «...цивилизацию остановить нельзя, ее и не надо останавли вать. Нужно управлять ею... Каждый человек обязан предвидеть последствия каждого своего шага на земле, каждого мгновения своей жизни...» И современный изыскатель Воскобойников, подобно по гибшему в тридцатые годы Домбровскому, повторяет и развивает мысли своего пред шественника, делится ими с капитаном железнодорожных войск Желдаковым, одним из тех, кому поручено строить новую магистраль: «И знаете, капитан, что никак не укладывается у меня в голове? Не укладывается вот что: мы создали государ ство, совершенно отличное от всего пре дыдущего, от всего существующего. Не кажется ли вам, Желдаков, что и мате риальная, и производственная основа у нас должна быть качественно отличной от всего обычного? Вперед и вперед — очертя голову, богаче и богаче. А богатство и расточительность — единство и борьба 166 противоположностей,— они друг без друга не ходят. Ведь расточительство включает не только то, что затрачено, но и то, что уничтожено для будущего...» И Коршак, продолжая свой поиск героев для будущей книги о современности и современнике, перебирая в уме все на копленные, клубящиеся и переполняющие его впечатления, обнаруживает наконец самую существенную черту нового чело века— Героя Нашего Времени. «А может быть, это — чувство долга, ставшее уже второй натурой, колоссальная добросове стность, гигантская сила духа?» «Колоссальная добросовестность». То есть никогда раньше не бывалая. «Гигантская сила духа». Гигантская по сравнению с той силой, которой было достаточно в прошед шие времена, когда можно было обойтись простым сложением индивидуальных сил. А сегодня требуется их многократное взаимное умножение. И степень этого ум ножения прямо зависит от степени риска: чем выше скорость движения от прошлого к будущему, тем больше риск на каком- нибудь повороте потерять из виду правиль ный ориентир, и тем больше ответствен ность каждого, кто участвует в этом дви жении. Вот он, знак интеграла. Ответственность. Ответственность небывалая, возросшая колоссально. Ответственность Общества пе ред Временем, в основе которой лежит от ветственность тысяч и тысяч людей за про житую ими жизнь, за прожитый ими год, месяц, день, час. За каждое мгновенье! Здесь роман Павла Халова достигает смысловой кульминации. И теперь, сказав свое главное слово, ав тор начинает как бы спускаться с вершины — уже ровнее дыша, избавляясь посте пенно от возбуждения. Это становится вид но даже по стилю: мысль обретает спокой ствие, все реже встречаются нервные, рва ные, пульсирующие фразы... Так бывает, когда наконец-то достигнута цель, решена сложная задача, а путь к ее решению был долгим, мучительно трудным. Теперь Павлу Халову остается одно: до казать объективную справедливость от крывшейся ему истины. Провести своего героя-двойника через события, в которых эта истина подтвердит себя и закрепится в сознании героя и читателя. Автор сводит Коршака с воинами-тан- кистами, помогающими спасать людей во время тайфуна и пожара в тайге. Прежде чем это спасение состоялось, кто-то должен был взять на себя ответственность за на рушение строжайшего указания: боевые машины не трогать. Первым, как и поло жено в армии, сделал это старший по зва нию и по положению — командир части полковник Тобольцев. Он решил послать на выручку погибающим людям танковую ро ту майора Галича, которая в тот день бы ла на маневрах. С этого решающего момен та начинается длинная цепь Мгновений От ветственности. И майор Галич, и командир танкового взвода старший лейтенант Кар лов, и начальник леспромхозовского участ ка Зубов, и секретарь парткома Петрачен- ков, и еще многие участники битвы с ог нем включаются в эту «эстафету ответст венности»: каждый из них принимает ре шение рискованное для собственной репута-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2