Сибирские огни, 1986, № 10
Автор очень удачно провел его по ступень кам литературной карьеры, посадил в кресло главного редактора и обеспечил хорошим алиби на тот случай, если мы спросим: написал ли Гребенников свою .заветную книгу, открыл ли новую эпоху в литературе или нет? Прямого ответа на этот вопрос Халов нам не дает, но позволяет догадываться, что Гребенников, кажется, нашел для себя иной, менее Творческий, но зато более практический способ участия в наступлении прогрессив ных перемен. «...Он четко знал, что добивается для себя и для дела: пришли новые времена, пришли новые люди, и так, как велся тот орган, куда его прочили, терпеть долее нельзя, И сознание этого давало ему силы, позволяло ощущать внутри, в душе своей, чистоту. И колебать ся на этом пути он уже не имел права...» Как говорится, дай-то бог. Не сомневаясь в благих намерениях героя, мы можем теперь с ним расстаться: до самого финала Гребенников нам больше не встретится. Зато Коршак всецело займет наше внимание. По существу, он возьмет на себя выполнение той творческой задачи, что оказалась не под силу Гребенникову. Возможно • даже, что Халов прямо намекает: сидя в редакторском кресле, книгу о боевой и кипучей современности не напишешь, для этого надо не в кресле си деть, а двигаться, быть в гуще людей и событий, находиться в активном, непре рывном творческом поиске. В такой-то поиск и напутствует молодого коллегу главный редактор Гребенников, и автор романа предлагает нам отправиться вместе с писателем Коршаком туда, где кипит и творится новь нашей жизни, где живет и трудится узнаваемый и конкретный герой нашего времени. Книга разбита на главы, и каждая глава названа по имени человека, встреча с ко торым легла в душу Коршака не только в силу личного контакта, но обогатила его новым взглядом на окружающий мир, дала повод критически переосмыслить еще не очень богатый жизненный опыт. Если сум мировать все, чем обогатилась взрослеющая натура молодого Коршака на этом •«пред варительном» этапе его биографии, можно сказать так: он сделал для себя первое важнейшее открытие — об уникальности человека. Когда маститый писатель Серге- ич внушает начинающему литератору эту истину, она ложится в сознание Коршака легко, надежно, как зерно в хорошо под готовленную почву. «Человеки, чело-веки — слово-то какое удивительное, Коршак, а? — поворачивают историю, и чем уникаль ней чело-век, тем больший кусок истории он повернет». Да, жизнь обновляется. И обновляются критерии в подходе к человеческой лич ности. Понятное дело, что только сообща, в сплоченном коллективе единомышлен ников можно построить и отстоять новую действительность. Но при этом каждая личность должна стремиться не к тому, чтобы «эффективно раствориться» в кол лективе, а напротив — чтобы достичь максимального (и уникального!) самовыра жения. Ни в коем случае нельзя доводить до абсурда сплоченность и коллективизм, нельзя допустить того, чтобы всеобщая коллективизация жизни, выродилась в со циально-психологическую стандартизацию, когда уникальные «чело-веки», составляю щие большой коллектив, нивелируются и взаимно обесцениваются. Коршак готов активно сражаться за эту идею, и Халов предоставляет ему такую возможность, выдвинув идейных оппонен тов— столичных журналистов Стаса и Фе дора, с которыми герой встретился в тайге, куда все трое приехали в творческую командировку к строителям новой желез ной дороги. Бодрый и самоуверенный Стас внушает Коршаку основы своей доморощенной фи лософии: «Личность, как - и природу, сей час сохранить в неприкосновенности, со всеми их правами — нельзя... И не новое ли в том, что человек отказывается от чего-то эфемерного, ну вот этого, на пример,— я Петров, я Сидоров — во имя большого, во имя общего. Вы боитесь, что жены их перепутают? Ерунда все это... Дома они так же будут теми же исклю чительными, неповторимыми Петями и Ва сями, и друг для друга тоже — только в общественной сфере они будут пред ставлять собой не самих себя, а коллек тив единомышленников или, скажем, со ратников, возглавляемый кем-то, кому они же доверили...» Коршака поражает этот цинизм, умело замаскированный под вид новомодных «гуманистических» идей. У Коршака не хватает слов, чтобы в тот же момент опровергнуть всю эту «философию», опас ную тем, что на подобного рода идеях уже были основаны принципы «единого и спло ченного» человеческого конгломерата, и эти- то принципы уже ввергли однажды страну в пучину беззакония. Коршак немногосло вен, но все же находит неплохой аргумент: «Я вам только признаюсь в одном: всю жизнь я побаивался людей, которым не нужны, случается, - их собственные имена». А наедине с собой он вспоминает, как однажды пришлось ему встретить на по бережье группу студентов, совершенно измученных и голодных, не умевших добыть себе ни воды, ии пищи, а среди них — сытого и благополучного доцента Салина, руководителя этого студенческого отряда. Нет, он не работал вместе со всеми, он только «руководил» и заботился о собст венном благополучии, а студентам, конечно, и в голову не приходило осуждать его или в чем-то подозревать: он — руководитель, они — подчиненные, таков уж порядок... Вспомнив этот невеселый эпизод, Коршак «...вдруг подумал, что подходит к чему-то главному. Конечно же, нельзя доверять такому, как Салин, людей, еще не знающих своих слабостей и силы. Сведи их в ином месте, но в подобном сочетании.у операцион ного стола, в полете, в море, наконец,— все повторится». Как видим, в романе «Каждое мгновение!» Павел Халов энергично продолжил свой поиск антигероя — исследование типичных черт, составляющих образ «врага». И поиск причин, в силу которых «враг» становится сильным и наглым, И поиск условий, в ко торых это злое начало утрачивает силу, невольно разоблачает свою эгоистичность, корыстность. В числе этих условий, совер шенно необходимых в борьбе со злом, Халов называет гражданское самосознание, 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2