Сибирские огни, 1986, № 10
Писатель понимал, что должен — как ни когда раньше — стремиться к созданию внутритекстовой (и надтекстовой) атмо сферы, наполненной, как воздухом, смыслом главной идеи. И при этом не оставалось сомнений, что далеко не все достижения прошлого опыта годятся для решения этой сверхзадачи, а кое-какие пошли бы даже во вред. Если в первых двух романах Павла Халова идейная сверхзадача решалась мето дом простого арифметического сложения — звучала как суммарный итог эпизодов,— то теперь такая арифметика была уже не приемлема. Требовалось не простое сложе ние разрозненных частей общего смысла, а их взаимное многократное умножение. Для этого следовало найти и умело исполь зовать какой-то индекс, коэффициент, знак интеграла. И Халову удалось найти такой интеграл. Это образ писателя Коршака, выполняющий роль движущегося сюжетного центра и точки пересечения всех разрозненных фабульных линий. Если бы Халов не нашел этот «всеобщий критерий», ему пришлось бы, пожалуй, искать совершенно новый для себя способ воплощения замысла, изо бретать новую технологию сооружения романа, придумывать для него небывалый «индивидуальный» проект. Можно было бы и попробовать поискать все это, по экспериментировать, но сколько времени занял бы такой поиск? А тема — актуаль нейшая, по-настоящему животрепещущая — требовала скорейшего, немедленного воп лощения, Эта новая в творчестве Павла Халова тема звучит 'приблизительно так. В нашей жизни, в истории нашего общества (а может быть, и в истории всей цивилиза ции) происходит качественный перелом, вступают в действие «какие-то иные законы, управляющие жизнью и деятельностью человека». Был и еще один существенный довод в пользу того, чтобы в центр композиции поставить образ писателя Коршака. Павел Халов приближался к рубежу своего пяти десятилетия, и естественно, что его новая книга должна была ст^ть подведением предварительных творческих итогов (она и вышла из печати как раз к юбилею). На это обстоятельство обратил внимание В. Сурганов, отметивший, что «личностное авторское начало присутствует в ьем (Коршаке.— Я, Л.) во много раз ощутимей, нежели в любом из предшествующих халов- ских персонажей, отмеченных этой печатью». Кроме Коршака, в романе действует еще один писатель, Гребенников. Чувствует ся, что этот образ тоже во многом аутоген ный, но заметна и существенная разница: если Коршак нужен Халову явно затем, чтобы проследить и осмыслить собствен ную судьбу в ее событийно-последователь ном выражении, то образ Гребенникова воплощает его «биографию духа». Не случайно поэтому отношения Коршака и Гребенникова строятся на принципе пре емственности: первый образ долгое время остается сугубо «биографическим», а вто7 рой сугубо «идейно-содержательным», но наступает момент, когда персонажи встречаются, вступают в контакт. Тут про исходит небольшая сюжетная сутолока. Коршак уже достаточно повзрослел, чтобы 164 тоже, как и Гребенников, задуматься о смысле бытия,— а поскольку оба персонажа автобиографичны, они начинают мешать друг другу, так как выражают одни и те же идеи автора. Разрядить это возникшее вдруг напряжение можно было единственным способом: убрав за кулисы действия одного из героев. Гребенников, ставший к тому времени у руля литератур ного еженедельника, напутствует Коршака в творческий поиск и сходит со сцены сюжета. «Гребенников отчетливо сознавал, что его литературная судьба пришлась на особенное время — время смены поколений. Появились новые, непохожие на прежних — отцов командиров — главные инженеры, управляющие трестами, начальники лесо сплавных контор. Во-первых, у них за плечами стояло уже серьезное, включающее элементы критического отношения к прош лым методам работы образование. Во- вторых, они уже были свободны от покло нения одному человеку, одной мысли. И суть тут состояла не только в их личных качествах, а прежде всего в том, что раз вилось, укрепилось хозяйство, усложнилась связь одного производства с другим...» Можно представить себе дальнейший ход рассуждений героя: раз усложнились общественные и производственные связи, разветвилась и стала более многоступенча той структура общества в целом, значит, изменилась и роль человека, входящего в эту структуру как первичный элемент, изменилась и роль коллектива, пред ставляющего собою первичный узел, собранный из таких элементов. Какой же итоговый вывод делает из всего этого писатель Гребенников? «Укрупнился человек. Сделался замет ным. И только в литературе осталось все по-прежнему. Нигде ни у кого Гребенников не читал об этом. Эти мысли — были мыслями его, Гребенникова... А опередить его никто не мог — сердце чуяло; никто еще не догадывается о том, что именно сейчас рождается новый тип человека, а следовательно — новый герой, и самое важное — начинается новая эпоха в литера туре. И он ее откроет. Сам. Первый». Вывод довольно самоуверенный, сви детельствующий прежде всего о недоста точной осведомленности писателя в той области, куда он столь дерзко проник. Если Гребенников давно и всерьез обдумывает эту тему, как могло усколь знуть от его внимания уже достаточно по пулярное учение В. И. Вернадского о но о сф ер е-сф ер е всеобщего разума? Как он мог пройти мимо уже довольно значитель ных научных открытий в области социально психологической кибернетики? Выходит, он не читал об этом даже газетных и журналь ных статей? И самое непонятное: как может он объявлять себя первооткрывателем нового героя литературы, если этот герой существует уже не первый год? И не только в литературе... Или Гребенников не ходит в кино, не бывает в театрах, не читает ничего, кроме собственных сочинений? Как ни симпатизирует Халов своему персонажу, он и сам, вероятно, не может спокойно смотреть на его честолюбивые амбиции. Не потому ли образ Гребенникова так и остался в романе незавершенным?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2