Сибирские огни, 1986, № 10
еама!» —•то в этих ее сумбурных словах звучит, кроме истерической ноты, еще и нота уверенности, нота решительности, а мотив ее поступка овеян тем самым ветром обновления, что был рожден еще на страницах «Последнего циклона». Мо лодая героиня жаждет самостоятельности! Она уверена, что сможет сама, сама, сама! Кто же способен ей помешать? Никто и ничто. И автор впоследствии даст нам возможность убедиться в справедливости выбора героини. Или другая аналогичная ситуация. Сек ретарь обкома партии Алексей Иванович Жоглов тяжело переживает смерть двух людей, совсем недавно чужих ему, но ставших близкими и дорогими. Умерли старый художник Штоков и коллега Жог- лова, партийный работник Климников. Художник ушел из жизни непризнанным и несправедливо обиженным. Его работы — «негромкие» и спокойные, несколько су мрачные по колориту, подвергавшиеся осуждению как искажающие советскую дей ствительность и даже очерняющие ее,— эти работы на самом-то деле ничего и ни кого не очерняли, а, напротив, были испол нены глубокого, мудрого, а главное, прав дивого взгляда на жизнь. Эту истину о художнике и его картинах открыл Жоглову Климников. В итоге Алексей Иванович понимает, насколько узкими и упрощенными были его взгляды на искус ство, на роль художника в обществе... Однако Штокова уже не вернешь. Не вернешь и Климникова. Две смерти, две печальные ноты, две капли горя. Но зато после двух похорон Жоглов уже не тот: он как бы заново родился, прозрел. И вот уже он решительном голосом дает указание начальнику управления культуры, чтобы картины опального и покойного Штокова были представлены на отбороч ный конкурс зональной художественной выставки. И предупреждает, что он, Жог лов, лично будет участвовать в заседании худсовета. В ситуацию выбора ставит автор и других персонажей романа: молодую художницу Нельку, сделавшую однажды решающий шаг в своем творчестве и всту пившую на путь, который привел ее к правильному взгляду на искусство, во обще на жизнь; летчика Барышева, тоже однажды принявшего рискованное, но единственно верное решение, позволившее ему достойно выполнить воинский долг перед Родиной; целую группу врачей- хирургов, не раз бравших на себя всю тяжесть ответственности за жизнь боль ного; молодого шофера Сашку Кулика, вступившего в схватку с бандитами... Автор как бы варьирует ситуации выбора, на капливает их уже явно количественно, словно хочет доказать истину, не требую щую доказательств: ситуация решающего выбора случается у каждого человека — хотя бы раз в жизни... И становится видно, что Халов, в сущности, давно закончил роман, что он движется вместе с ним уже по инерции и никак не может остановить ся... Почему, зачем? Ведь он уже не тот начинающий прозаик, у которого подобную затяжку сюжета можно было бы объяснить просто неумением вовремя «закруглиться». Свобода — осознанная необходимость. В романе «Иду над океаном» Павел Халов по-своему уточняет этот общеизвестный и богатейший по смыслу философский тезис. Всем ходом повествования, итогом конфликтов, развязкой сюжетных углов он утверждает: свобода — осознанная не обходимость действия. Сама по себе эта мысль, может быть, и не очень яркая, но для Халова, создающего книгу о людях нового мироощущения, является опре деляющей. Заставляя своих персонажей действовать и как бы со стороны наблюдая за тем, как это у них получается, писатель делает очень важное для себя открытие. Уже почти перед самым финалом он обнаруживает довольно странную вещь. Практически все персонажи активно дей ствуют, ведут борьбу со злом во имя добра, каждый из них добивается в этой борьбе своей конкретной победы,— но во всем этом не хватает чего-то такого, что объединяло бы эти действия во всеобщее устремление.. Можно утверждать, что именно ради этого открытия, которое подразумевалось и приближалось по ходу действия романа, ради этой новой вспыхнувшей вдруг темы Халов и тянул столь долго сюжет, повторяя один и тот же смысловой мотив: конфликт — поступок — развязка; острая ситуация — рискованное решение — благо получный исход... Эти повторы были нужны уже не столько читателю, сколько автору. Он сам, присматриваясь и прислушиваясь к своим активно действующим персонажам, изучал их, желая постичь некую тайну, некий общий знак интеграла — и чем дальше, тем больше испытывал то самое томление духа, какое бывает в преддверии открытия, в предвосхищении озарения... Он искал — и нашел. И тотчас же стало ясно, что роман в самом деле можно заканчивать: главное сделано. Потому-то и прервалась на полуслове интрига любви летчика Барышева и Светланы, да и весь этот «роман в романе» завершен с замет ной поспешностью, как бы «замят». Ибо Халов спешил. Ему хотелось поскорее из бавиться от притяжения этой книги, теперь уже явно вчерашней для него, и, уже ни на что другое не отвлекаясь, спокойно осмыслить свою новую находку. Он пишет роман «Каждое мгновение!». Есть в нем такие строки: «Как таежники находят женьшень, так он нашел свою тему... И теперь он еще больше утвердился в правильности своего решения. Именно эта тема, разработанная в той книге, за которую он получил премию, и помогла ему стать тем, что он представляет собой теперь». Что же это за новая идея, озарившая писателя? «...Теперь не все зависело от личного характера кого-то, от его воли, от его желаний и склонностей, а заработали какие- то иные законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, которые еще не сформулировали, но которые уже по чувствовали...» Вот на что замахнулся Павел Халов! Точным взглядом увидеть самую суть жизни — еще неясную, ускользающую, завтрашнюю. Показать, как эта суть проявляет себя в характере и судьбе нового человека. Сформулировать в художествен ных образах новые законы жизни, которым подчиняется движение современности. 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2