Сибирские огни, 1986, № 10
Игорь ЛИТВИНЕНКО ПОИСК истины ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПАВЛА ХАЛОВА К то д а в н о зн а к о м с кн и гам и Х ал о в а и с л е д и т з а его тв о р ч еств о м , то т п о м нит, с чего н ач и н ал о сь это зн а к о м с т во: со сти х о в. О ни п еч а та л и с ь в га зе т а х и ж у р н а л а х , со ста в и л и за т е м п я ть сб о р н и ко в, вош л и в « А н тологию п о эзи и Д а л ь н е г о В о сто к а» . « Н а о б су ж д ен и и сти х о в П а в л а Х а л о в а в С ою зе п и сател ей мы все — у частн и ки это го со в е щ а н и я — сош л и сь н а о д н о м : ав т о р — ч е л о в ек одар ен н ы й ... М о л о д о м у п о эту н е о б х о д и м о п р и сту п и ть к тр у д н о м у п о х о д у — к в зя ти ю верш и н п оэзи и . Н у ж н ы н а с т о й чи во сть, м у ж е с т в о , г о р я ч а я л ю б о в ь к св о е м у д е л у . В д о б р ы й час, н аш м о ло д о й д р у г!» Т а к п р и в е т с т в о в а л всту п л ен и е в л и т е р а т у р у м о л о д о го д а л ь н ев о ст о ч н о го п о эта М и х аи л С в е тл о в . А сп у стя н еск о л ьк о л ет, к о г д а у Х а л о в а н а к о п и л с я у ж е к о е-к ак о й тв о р ч еск и й б а г а ж , его сбо р н и ки п р и вл екл и вн и м ан и е Я р о с л а в а С м е л я к о в а . «...И з н ес к о л ь к и х д е с я т к о в к н и ж е к м о л о д ы х п о это в, к о т о р ы е я п ер еч и тал или п р о ч и тал вп ервы е, м ен я о б р а д о в а л и б о л ьш е м н оги х д р у ги х сво ей ц ел ьн о стью кн и ги х а б а р о в ц а П а в л а Х а л о в а . Э т о не сл у ч а й н о со б р а н н ы е р а з р о з н ен н ы е с т и х о тв о р ен и я , п о м ещ ен н ы е под одн о й о б л о ж к о й . З а к а ж д ы м его сти хом сто и т л и ч н о сть, свр е со б ствен н о е ощ ущ ен и е ж и зн и . М о ж е т бы ть, к ак о м у -л и б о и зы ск а н н о м у ц ен и тел ю и ск у сст в а п о к а ж е т с я , что Х а л о в п и ш ет н еск о л ьк о п р ям о л и н ей н о и гр у б о в а т о . Н о эт о д е л о в к у са. Я , н ап р и м ер , л ю б л ю не п а р а б о л у , а п р ям ую , л ю б л ю , к о г д а п о эт р у б и т сп л еча. Л ю б л ю , к о гд а сл о во зв у ч и т п о л н о весн о и си л ьн о ... Ч ем ж е о б ъ я с н и т ь п о л н о весн о сть к н и ж е к Х а л о в а ? Т о л ь к о тем , что он, п р е ж д е чем с т а т ь пи- с ате л е м -п р о ф е сси о н ал о м , п р о ш ел бо л ьш ую ж и зн ен н у ю ш к о л у , в ы р а б о т а л х а р а к т е р , т о л ь к о тем , что у н его есть не в ы д у м а н ны е, не б у м а ж н ы е , а ж и в ы е, н а сто я щ и е в р аги и п о д л и н н ы е д р у зья » . Д а , П а в е л Х а л о в п р и ш ел в л и т е р а т у р у с то ч н ы м зн ан и ем гл а в н ы х св о и х ж и зн ен н ы х п р и н ц и п о в, с о тч етл и в ы м ощ у щ ен и ем н е о б х о д и м о сти п р о ти в о д е й с тв и я зл у во и м я д о бра. И , б езу сл о в н о , н а ч а л о его тв о р ч еск о й б и о гр аф и и п о то м у о к а за л о с ь с то л ь у сп еш ны м и б у р н ы м , что у ж е т о г д а , д е л а я сам ы е п ер вы е ш аги в л и т е р а т у р е , он т в е р д о сто я л н а н о га х и я с н о в и д ел сво й путь. Н е й т р а л ь н о -л и р и ч е с к а я с о зе р ц а т е л ь н о с т ь б ы л а и зн а ч а л ь н о ч у ж д а п о эзи и П а в л а Х а л о в а . О н , п о х о ж е , и не зн а л д а ж е , что это т а к о е , и не п р е д с т а в л я л , к а к м о ж н о во о б щ е б ы ть м и рны м со зе р ц а т е л е м в т в о р ч еств е. М о л о д о й п о эт с р а зу ж е п р е д ъ я в и л м иру не т о л ь к о « п р о х о д н о й м и ни м у м » п р о ф ес си о н ал ьн ы х н а в ы к о в , зо р к о с т ь г л а з а и ч у т к о с т ь с е р д ц а ,— но п р е ж д е всего свою по зи ц и ю и п р о гр ам м у . Где-то в братских могилах Великой войны Наши детские игры погребены. Безмятежные сны... Безмятежные дни... Мы в двенадцать забыли, Какие они. Мы отцов провожали в дорогу без слез. Нас полуторки мчали в притихший колхоз. Мы долбили траншеи в промерзшей земле, Обдирая ладони на грубом кайле. Ріо в газетных полях На голодный живот Упражненья писали мы: «Враг не пройдет!» Каково же смотреть нам и слушать теперь, Если люди, не несшие наших потерь, Если люди, не евшие нашей еды. Если люди, не знавшие нашей беды, Надевая сейчас дорогое пальто, Говорят, улыбаясь ехидно: — Не то... Слишком резко, мол, делим На «друг» и на «враг». Узколобо мечтаем и ліЬбим не так. Мол, и песни у нас словно стертый пятак... Мой отец, что под Оршей в атаке убит. Если я промолчу, —никогда не простит. Э т о с т и х о тв о р ен и е б ы л о у д о ст о ен о п р е м ии В сесо ю зн о го ф е с ти в а л ь н о го л и т е р а т у р н о го к о н к у р с а в 1957 го д у . С то л ь вы со к о е о б щ еств ен н о е о д о б р е н и е , ко н ечн о ж е, я в и л о сь д л я д в а д ц а т и п я т и л е т н е го х а б а р о в с к о го п о э т а си л ьн ей ш и м сти м у л о м , тем б о л ее что оно б ы л о сер ьезн ы м и п о л н о весн ы м , б е з м ал ей ш е го н а м е к а н а сн и с х о д и те л ь н о сть к м о л о д о м у д а р о в а н и ю . И д ей ст в и - 157 \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2