Сибирские огни, 1986, № 10

торию, беседует с ее студентами и педаго­ гами. А. Ф. Муров, возглавлявший тогда Сибирское отделение Союза композиторов РСФСР, организует показ новых произве­ дений с подробным обсуждением. Событием музыкальной жизни становится исполнение оркестром Новосибирской филармонии Три­ надцатой симфонии, поэмы «Казнь Степана Разіина», тогда еще новинок творчества Шостаковича, вызвавших бурные дискус­ сии Эти интерпретации Шостакович воспри­ нимает как знак высокой симфонической культуры в Сибири. Встретившись в Ново­ сибирске с главным дирижером Иркутского симфонического оркестра В. Н. Барсовым, он с энтузиазмом откликается на инициа­ тиву проведения в Иркутске ряда премьер новых симфоний молодых московских, ленинградских композиторов и обещает: «со своей стороны буду стараться расше­ велить наших критиков и музыковедов». Начинание осуществляется с большим ус­ пехом: старинный Иркутск — город пред­ ков Шостаковича — выдвигается, как один из центров пропаганды новой музыки. Тяжелая болезнь не позволила Шостако­ вичу после своего шестидесятилетия остать­ ся на посту руководителя Российской ком­ позиторской организации, но сибирскими композиторскими делами он продолжал жи­ во интересоваться, горячо их переживал. Так, узнав о намечавшемся переезде А. Ф. Мурова, тотчас же пишет ему из города Кургана, где лечился в ортопедиче­ ской клинике: «Я очень рад, что Вы оста­ лись в Новосибирске. Когда я получил из­ вестие ...о том, что Вы решили переехать в Горький, я огорчился. Огорчился потому, что меня очень беспокоит музыкальная жизнь Новосибирска. Я рад, что Вы оста­ лись в Новосибирске, что не бросаете своих учеников, что будете работать во славу му­ зыкальной культуры этого прекрасного го­ рода». 28 июля 1969 года, после первого публич­ ного показа Четырнадцатой симфонии, не­ взирая на усиливавшуюся болезнь, ограни­ чившую возможность передвижения, Шос­ такович с женой Ириной Антоновной на поезде «Москва — Улан-Батор» отправился в Сибирь: хотелось пожить там подольше; на седьмом десятке жизни особенно прон­ зительно ощутил он свою близость семей­ ным истокам. В Иркутск приехали 1 августа, оттуда добрались до поселка Листвянка, устрои­ лись в санатории «Байкал». Шостакович наслаждался невиданной природош побы­ вал на островах Ольхон и Ушканий, осмат­ ривал водопады, лежбища нерпы и места скопления стай водоплавающей птицы — гоголей, крохалей, морянок... С удовольст­ вием пил озерную воду и хвалил: «Почти как питерская». 21 августа побывал на пи­ ке Черском, когда-то исследовавшемся Болеславом Шостаковичем. Друзьям писал: «Пожалуй, более красивого места на земле я не видел. Очень жалею, что я не писа­ тель, что не умею описывать природу». Из Иркутска приехал историк — профессор Сергей Владимирович Шостакович, извест­ ный как автор книги об А. С. Грибоедове: произошло знакомство двоюродных братьев. В Иркутске Д. Д. Шостакович пришел в парк, разбитый на том месте, где полвека назад похоронили его деда, поинтересовал­ ся семейным архивом, сохранившимися ав-' тобиографическими записками Болеслава Петровича, возвращавшими к событиям ве­ ковой давности. Месяц провел Шостакович в Сибири. Это была его последняя встреча с краем пред­ ков. Немногие современники знали так глу­ боко и досконально музыку Шостаковича, как Мариэтта Шагинян: об этом свидетель­ ствуют и недавно опубликованные на стра­ ницах журнала «Новый мир» пятьдесят писем к ней Шостаковича. Однажды на встрече со студентами Ле­ нинградского педагогического института имени А. И. Герцена, на вопрос о харак- тере Шостаковича, Мариэтта Шагинян от­ ветила кратко и определенно: сибирский характер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2