Сибирские огни, 1986, № 10
торию, беседует с ее студентами и педаго гами. А. Ф. Муров, возглавлявший тогда Сибирское отделение Союза композиторов РСФСР, организует показ новых произве дений с подробным обсуждением. Событием музыкальной жизни становится исполнение оркестром Новосибирской филармонии Три надцатой симфонии, поэмы «Казнь Степана Разіина», тогда еще новинок творчества Шостаковича, вызвавших бурные дискус сии Эти интерпретации Шостакович воспри нимает как знак высокой симфонической культуры в Сибири. Встретившись в Ново сибирске с главным дирижером Иркутского симфонического оркестра В. Н. Барсовым, он с энтузиазмом откликается на инициа тиву проведения в Иркутске ряда премьер новых симфоний молодых московских, ленинградских композиторов и обещает: «со своей стороны буду стараться расше велить наших критиков и музыковедов». Начинание осуществляется с большим ус пехом: старинный Иркутск — город пред ков Шостаковича — выдвигается, как один из центров пропаганды новой музыки. Тяжелая болезнь не позволила Шостако вичу после своего шестидесятилетия остать ся на посту руководителя Российской ком позиторской организации, но сибирскими композиторскими делами он продолжал жи во интересоваться, горячо их переживал. Так, узнав о намечавшемся переезде А. Ф. Мурова, тотчас же пишет ему из города Кургана, где лечился в ортопедиче ской клинике: «Я очень рад, что Вы оста лись в Новосибирске. Когда я получил из вестие ...о том, что Вы решили переехать в Горький, я огорчился. Огорчился потому, что меня очень беспокоит музыкальная жизнь Новосибирска. Я рад, что Вы оста лись в Новосибирске, что не бросаете своих учеников, что будете работать во славу му зыкальной культуры этого прекрасного го рода». 28 июля 1969 года, после первого публич ного показа Четырнадцатой симфонии, не взирая на усиливавшуюся болезнь, ограни чившую возможность передвижения, Шос такович с женой Ириной Антоновной на поезде «Москва — Улан-Батор» отправился в Сибирь: хотелось пожить там подольше; на седьмом десятке жизни особенно прон зительно ощутил он свою близость семей ным истокам. В Иркутск приехали 1 августа, оттуда добрались до поселка Листвянка, устрои лись в санатории «Байкал». Шостакович наслаждался невиданной природош побы вал на островах Ольхон и Ушканий, осмат ривал водопады, лежбища нерпы и места скопления стай водоплавающей птицы — гоголей, крохалей, морянок... С удовольст вием пил озерную воду и хвалил: «Почти как питерская». 21 августа побывал на пи ке Черском, когда-то исследовавшемся Болеславом Шостаковичем. Друзьям писал: «Пожалуй, более красивого места на земле я не видел. Очень жалею, что я не писа тель, что не умею описывать природу». Из Иркутска приехал историк — профессор Сергей Владимирович Шостакович, извест ный как автор книги об А. С. Грибоедове: произошло знакомство двоюродных братьев. В Иркутске Д. Д. Шостакович пришел в парк, разбитый на том месте, где полвека назад похоронили его деда, поинтересовал ся семейным архивом, сохранившимися ав-' тобиографическими записками Болеслава Петровича, возвращавшими к событиям ве ковой давности. Месяц провел Шостакович в Сибири. Это была его последняя встреча с краем пред ков. Немногие современники знали так глу боко и досконально музыку Шостаковича, как Мариэтта Шагинян: об этом свидетель ствуют и недавно опубликованные на стра ницах журнала «Новый мир» пятьдесят писем к ней Шостаковича. Однажды на встрече со студентами Ле нинградского педагогического института имени А. И. Герцена, на вопрос о харак- тере Шостаковича, Мариэтта Шагинян от ветила кратко и определенно: сибирский характер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2