Сибирские огни, 1986, № 10

что такое композитор, Вы сможете узнать, очень хорошо изучив то богатейшее музы­ кальное наследство, которое осталось нам от великих мастеров.... Путь композитора тернист (извините за несколько пошлую фіразу). На своей шее испытал и испыты­ ваю». Шостакович имел в виду несправед­ ливую критику его музыки, колебания в оценках и потому предостерегал настойчи­ во. «Повторяю: тернист путь композитора. Если Вы на это решитесь, то в будущем не проклинайте меня... А университет обяза­ тельно кончайте». В связи с этим советом Шостакович отвечает своему томскому другу на вопрос, можно ли сочетать сочи­ нение музыки с другой специальностью: «Бородин был химиком всю жизнь. Свобод­ ное время, которого у него было очень мало, он посвящал музыке. Римский-Кор­ саков до зрелых лет был морским офице­ ром и музыкой занялся лишь тогда, когда прочно стал на музыкальную дорогу. Посредственный композитор Кюи всю жизнь был ученым (кажется, фортифика­ тором)... И т. д. и .т. п. Подумайте об этом. Чувствуете ли Вы в себе достаточно сил, чтобы бросить науку и заняться компози­ торством?» Из писем Денисова Шостакович узнает о музыкальной, о научной жизни Томска, сам в свою очередь делится творческими проблемами и в конце концов решает: «Мне хочется с Вами познакомиться и погово­ рить. Может быть, для этого вырвусь в Томск». «Вырваться» не удается, встреча проис­ ходит в Москве. Денисов поступает с по­ мощью Шостаковича в Московскую консер­ ваторию и, пользуясь его советами, доби­ вается значительных композиторских успе­ хов. • В 1960 году Шостаковича избрали пер­ вым секретарем Союза композиторов РСФСР. Поставив целью быстрый подъем музыкального искусства городов Россий­ ской Федерации, он начинает серию поез­ док с участия в работе Четвертого Пле­ нума правления Сибирской композиторской организации, которая к этому времени ста­ ла набирать творческую силу. Имели зна­ чение открытие в Новосибирске консерва­ тории, укрепление симфонического оркест­ ра. Консерваторию тогда возглавил ленин­ градский музыковед и органист Арсений Николаевич Котляревский, которого Шос­ такович хорошо знал. Жена Котляревского органистка Вера Николаевна Бакеева пере­ ложила для органа несколько „ фортепиан­ ных прелюдий и фуг Шостаковича и успеш­ но исполняла их в концертах. Десятой симфонией Шостаковича нача­ лась деятельность Новосибирского симфо­ нического оркестра и его дирижера А. М. Каца, под руководством которого этот коллектив занял ведущую роль в ^му­ зыкальной культуре Сибири. В Новосибир­ ске состоялось и одно из первых исполне­ ний Одиннадцатой симфонии — «1905 год», вслед за московской премьерой. Слушая концерты новосибирского плену­ ма, Шостакович обратил внимание на со­ чинения молодого тогда композитора Ас­ кольда Федоровича Мурова, на его Сюиту для детей, квартет «Сибирские новелетты». Встреча с Шостаковичем направила Му­ рова к расширению жанрового спектра творчества, с использованием сибирских мотивов, неизведанных фольклорных плас­ тов: появляются хоровой цикл «Из Сибир­ ской народной поэзии», оратория на слова поэтов В. Цыбина, В. Бокова, В. Фирсова, песни села Балма«, Вторая симфония, Третья симфония, с которой Шостакович знакомится, и фундаментальная Тобольская симфония, с использованием исторических документов, связанных с Тобольским краем. Это сочинение оказалось особенно близким Шостаковичу потому, что и он с шестиде­ сятых, годов обратился к воплощению в му­ зыке страниц отечественной истории, к во­ кально-симфоническим жанрам, сочетая многообразные поэтические источники. В Тобольскую симфонию А. Ф. Муров включил нотную монограмму по начальным буквам имени и фамилии великого компо­ зитора— мелодию, которая имела для Шостаковича глубокий автобиографический смысл и звучала в его Десятой симфонии, Первом скрипичном концерте, Восьмом квартете и других сочинениях. В симфонии новосибирского последователя Шостакови­ ча эта тема стала знаком сопричастности великого музыканта истории сибирского края. Посвятив Тобольскую симфонию Д. Д. Шостаковичу, А. Ф. Муров послал ему партитуру и магнитофонную запись, позволившую Дмитрию Дмитриевичу мно­ гократно прослушать симфонию и отклик­ нуться письмом: «То, что Вы решили по­ святить мне Тобольскую симфонию, явля­ ется для меня большой честью. Примите мою сердечную благодарность и самые го­ рячие поздравления с созданием столь прекрасного произведения»1. В апреле 1962 года интерес Шостаковича привлекает постановка в Новосибирском театре оперы и балета оперы М. П. Му­ соргского «Борис Годунов». Судьба сделан­ ной Шостаковичем оркестровки этой оперы не была счастливой: сценического вопло­ щения ей пришлось ждать девятнадцать лет, театры предпочитали пользоваться ста­ рой оркестровкой и редакцией Римского- Корсакова. Новосибирский театр одним из первых решился нарушить традицию, вос­ пользоваться оркестровой версией Шоста­ ковича, и потому он поехал в Новосибирск, на репетиции, премьеру, на обсуждении спектакля выступил с горячей речью, затра­ гивавшей современные проблемы истолкова­ ния классики. Не прошло и месяца, как Но­ восибирск принес композитору еще одну творческую радость: балетная труппа театра показала балет «Ленинградская симфония» на музыку Седьмой симфонии. Вышло так, что эта постановка осущест­ вилась ровно через двадцать лет после исторической новосибирской премье­ ры Седьмой симфонии в 1942 году в присутствии Шостаковича. А в янва­ ре 1966 года, захваченный работой над Одиннадцатым квартетом, записями музыки к кинофильму «Катерина Измайло­ ва», планами новой оперы «Тихий Дон», он все-таки откликается на приглашение но­ восибирских музыкантов и проводит в Но­ восибирске пять дней: посещает консерва­ 1 Из архива А. Ф. Мурова. Навещая Шостако- вича в его подмосковной даче в поселке Жукэвка, можно было сразу заметить партитуру Тоболь­ ской симфонии на видном месте, среди самых дорогих ему сочинений. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2