Сибирские огни, 1986, № 10
что такое композитор, Вы сможете узнать, очень хорошо изучив то богатейшее музы кальное наследство, которое осталось нам от великих мастеров.... Путь композитора тернист (извините за несколько пошлую фіразу). На своей шее испытал и испыты ваю». Шостакович имел в виду несправед ливую критику его музыки, колебания в оценках и потому предостерегал настойчи во. «Повторяю: тернист путь композитора. Если Вы на это решитесь, то в будущем не проклинайте меня... А университет обяза тельно кончайте». В связи с этим советом Шостакович отвечает своему томскому другу на вопрос, можно ли сочетать сочи нение музыки с другой специальностью: «Бородин был химиком всю жизнь. Свобод ное время, которого у него было очень мало, он посвящал музыке. Римский-Кор саков до зрелых лет был морским офице ром и музыкой занялся лишь тогда, когда прочно стал на музыкальную дорогу. Посредственный композитор Кюи всю жизнь был ученым (кажется, фортифика тором)... И т. д. и .т. п. Подумайте об этом. Чувствуете ли Вы в себе достаточно сил, чтобы бросить науку и заняться компози торством?» Из писем Денисова Шостакович узнает о музыкальной, о научной жизни Томска, сам в свою очередь делится творческими проблемами и в конце концов решает: «Мне хочется с Вами познакомиться и погово рить. Может быть, для этого вырвусь в Томск». «Вырваться» не удается, встреча проис ходит в Москве. Денисов поступает с по мощью Шостаковича в Московскую консер ваторию и, пользуясь его советами, доби вается значительных композиторских успе хов. • В 1960 году Шостаковича избрали пер вым секретарем Союза композиторов РСФСР. Поставив целью быстрый подъем музыкального искусства городов Россий ской Федерации, он начинает серию поез док с участия в работе Четвертого Пле нума правления Сибирской композиторской организации, которая к этому времени ста ла набирать творческую силу. Имели зна чение открытие в Новосибирске консерва тории, укрепление симфонического оркест ра. Консерваторию тогда возглавил ленин градский музыковед и органист Арсений Николаевич Котляревский, которого Шос такович хорошо знал. Жена Котляревского органистка Вера Николаевна Бакеева пере ложила для органа несколько „ фортепиан ных прелюдий и фуг Шостаковича и успеш но исполняла их в концертах. Десятой симфонией Шостаковича нача лась деятельность Новосибирского симфо нического оркестра и его дирижера А. М. Каца, под руководством которого этот коллектив занял ведущую роль в ^му зыкальной культуре Сибири. В Новосибир ске состоялось и одно из первых исполне ний Одиннадцатой симфонии — «1905 год», вслед за московской премьерой. Слушая концерты новосибирского плену ма, Шостакович обратил внимание на со чинения молодого тогда композитора Ас кольда Федоровича Мурова, на его Сюиту для детей, квартет «Сибирские новелетты». Встреча с Шостаковичем направила Му рова к расширению жанрового спектра творчества, с использованием сибирских мотивов, неизведанных фольклорных плас тов: появляются хоровой цикл «Из Сибир ской народной поэзии», оратория на слова поэтов В. Цыбина, В. Бокова, В. Фирсова, песни села Балма«, Вторая симфония, Третья симфония, с которой Шостакович знакомится, и фундаментальная Тобольская симфония, с использованием исторических документов, связанных с Тобольским краем. Это сочинение оказалось особенно близким Шостаковичу потому, что и он с шестиде сятых, годов обратился к воплощению в му зыке страниц отечественной истории, к во кально-симфоническим жанрам, сочетая многообразные поэтические источники. В Тобольскую симфонию А. Ф. Муров включил нотную монограмму по начальным буквам имени и фамилии великого компо зитора— мелодию, которая имела для Шостаковича глубокий автобиографический смысл и звучала в его Десятой симфонии, Первом скрипичном концерте, Восьмом квартете и других сочинениях. В симфонии новосибирского последователя Шостакови ча эта тема стала знаком сопричастности великого музыканта истории сибирского края. Посвятив Тобольскую симфонию Д. Д. Шостаковичу, А. Ф. Муров послал ему партитуру и магнитофонную запись, позволившую Дмитрию Дмитриевичу мно гократно прослушать симфонию и отклик нуться письмом: «То, что Вы решили по святить мне Тобольскую симфонию, явля ется для меня большой честью. Примите мою сердечную благодарность и самые го рячие поздравления с созданием столь прекрасного произведения»1. В апреле 1962 года интерес Шостаковича привлекает постановка в Новосибирском театре оперы и балета оперы М. П. Му соргского «Борис Годунов». Судьба сделан ной Шостаковичем оркестровки этой оперы не была счастливой: сценического вопло щения ей пришлось ждать девятнадцать лет, театры предпочитали пользоваться ста рой оркестровкой и редакцией Римского- Корсакова. Новосибирский театр одним из первых решился нарушить традицию, вос пользоваться оркестровой версией Шоста ковича, и потому он поехал в Новосибирск, на репетиции, премьеру, на обсуждении спектакля выступил с горячей речью, затра гивавшей современные проблемы истолкова ния классики. Не прошло и месяца, как Но восибирск принес композитору еще одну творческую радость: балетная труппа театра показала балет «Ленинградская симфония» на музыку Седьмой симфонии. Вышло так, что эта постановка осущест вилась ровно через двадцать лет после исторической новосибирской премье ры Седьмой симфонии в 1942 году в присутствии Шостаковича. А в янва ре 1966 года, захваченный работой над Одиннадцатым квартетом, записями музыки к кинофильму «Катерина Измайло ва», планами новой оперы «Тихий Дон», он все-таки откликается на приглашение но восибирских музыкантов и проводит в Но восибирске пять дней: посещает консерва 1 Из архива А. Ф. Мурова. Навещая Шостако- вича в его подмосковной даче в поселке Жукэвка, можно было сразу заметить партитуру Тоболь ской симфонии на видном месте, среди самых дорогих ему сочинений. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2