Сибирские огни, 1986, № 10

художественным руководителем филармо­ нии, другом Шостаковича, Иваном Ивано­ вичем Соллертинским. Несмотря на тог­ дашние трудности передвижения, Шоста­ кович поездом отправился в далекий путь — в Новосибирск. Добрался туда утром 3 июля, днем побывал на репетиции, а ве­ чером написал для газеты «Советская Си­ бирь»: «Ни один из оркестров, игравших мои произведения, не добивался такого совершенного воплощения моих замыслов... В том, что оркестр с предельной точностью донесет и этот мой замысел, я нисколько не сомневаюсь»1. Концерт 9 июля в присутствии компози­ тора, со вступительным словом Соллер- тинского вызвал бурю откликов. Темпера­ ментный Леонид Утесов заявил, что таких впечатлений даже в его бурной артистиче­ ской жизни было немного: «Это настолько захватывающе грандиозно, что разобрать­ ся в своих ощущениях я бессилен. Одно знаю — это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает икусство настоящим: гениальный композитор, талантливый дирижер и художник-оркестр»2. Юрий Михайлович Юрьев, выдающийся драматический актер, отметил удивитель­ ное единство чувств, вызванных симфони­ ей: «Она всех взволновала и заставила биться одним пульсом»3. Автор отозвался в печати кратко и многозначительно: «Наи­ более близко^ мне как автору прозвучала симфония под управлением Евгения Мра- винекого»45. Всего Седьмая симфония исполнялась в Новосибирске восемь раз, причем каждое исполнение предварялось репетицией с до­ полнительными указаниями автора и дири­ жера. После этих исполнений Шортакович в качестве пианиста отрепетировал и сыграл с Квартетом имени А. К. Глазунова свой Квинтет; известный певец-бас В. П. Арка­ нов спел четыре романса Шостаковича на стихи А. С. Пушкина. Таким образом, июль 1942 года оказался в Новосибирске «меся­ цем Шостаковича». «Далеко, в центре Си­ бири, я вдруг ощутил многое ленинград­ ское,— признавался композитор,— В период репетиционной работы и во время концер­ тов я вновь почувствовал ту необходимую в творческом процессе заинтересованность, ту высокую музыкальную культуру, кото­ рые так характерны для искусства города Ленина»6. Как раз в то лето 1942 года скульптуры эвакуированной Третьяковки установили в фойе Новосибирского оперного театра, в полуциркульном зале и примыкающих ре­ петиционных комнатах. Необычную экспо­ зицию начинал бронзовый Петр I в мунди­ ре офицера Преображенского полка, точно командир отряда, охраняющий сокровища 1 Советская Сибирь, 1942, 4 июля. г ‘Л ,?• До самого сердца. - Советская Сибирь, 1942, 16 июля. “ Юрьев Ю. М. Это испытывает каждый совет­ ский гражданин. — Там же. 4 Учительская газета, 1942,40 сентября. 5 Шостакович Д. Д. Замечательный оркестр. — Газета «Литература и искусство». 1942, 1 августа. 148 музея. Шостакович пришел к сотрудникам Третьяковки, «они потащили его с этажа на этаж, к своим картинам, к своим громад­ ным ящикам... Шостакович глядел сквозь очки на ящики, на железные ванны с во­ дой... Это был первый посетитель военной Третьяковки»1. Почти все свободное время он проводил у Соллертинского, на улице Романова, в доме 35. Отсюда отправлялся навещать знакомых: всех хотелось повидать, обо всех узнать. Военные испытания прояснили мно­ гое во взаимоотношениях, в оценке людей, и Шостакович делился с В. Шебалиным: «Я ужасно был рад встрече с друзьями в Новосибирске. Особенно меня порадовал Г. Свиридов, который при ближайшем зна­ комстве оказался человеком исключитель­ ного ума, тончайшей культуры и необычай­ ного благородства. Как всегда, хорош И. И. Соллертинский. Мы с ним много раз вспоминали тебя и очень скучали без тебя... После пребывания в Новосибирске у меня осталось приятное, но довольно грустное воспоминание». Летом 1942 года никто еще не мог знать, скоро ли и когда снова удаст­ ся свидеться. До следующей поездки в Новосибирск прошло почти два десятилетия, насыщенных для Шостаковича бурными переломными событиями творческой и личной жизни. Он испытывает необходимость в тесных контактах с молодежью, ее отклике, как форме проверки его стремлений. Возникает переписка со студентом Томского универ­ ситета Эдисоном Денисовым. Занимаясь по-любительски сочинением музыки, Денисов обратился к прославлен­ ному композитору за помощью. Тот от­ ветил тотчас же, и в Томск пошли письмо за письмом (всего — 541)2—знаки порази­ тельной отзывчивости и заботы. Проанали­ зировав четырнадцать произведений Дени­ сова^ Шостакович Делает вывод, направля­ ющий к поискам индивидуального компо­ зиторского почерка: «Ваши сочинения не­ достаточно современны и глубоки. В них больше внешнего благозвучия, чем глубины и содержательности... Ваше композиторское лицо почти незаметно в Ваших сочинени­ ях: отсутствует композиторская индивиду­ альность (ради бога, не ищите ее с по­ мощью фальшивых нот и т. п.). Индивиду­ альность не в этом...» Выпускник механико-математического факультета, молодой ученый, с перспекти­ вами научного роста, Денисов колеблется в выборе профессии, и Шостакович по-оте­ чески делится своим опытом и убеждения­ ми: «Я очень рад, что Вас волнуют всякого рода вопросы искусства, которое столь мне дорого и без которого я, вероятно, не смог бы прожить и дня. Настоящий художник любит свое творчество... Конечно, для того, чтобы стать композитором, Вам надо много учиться. И не только ремеслу, но и много­ му другому. Композитор это не только тот, кто умеет недурно подбирать мелодию и аккомпанемент, кто может это недурно соркестровать и т. п. ...Композитор — это нечто значительно большее. И, пожалуй, 1 Шинкарев Л. Особый эшелон. — Известия, 1971, 15 мая. ! Они цитируются по подлинникам, хранящим­ ся в архиве Э. В. Денисова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2