Сибирские огни, 1986, № 10
Общественная деятельность Болеслава Шостаковича проходила в двух направле ниях. Он начал заниматься публицистикой, сотрудничал в газете «Восточное обозре ние», которую называли в Сибири «главной квартирой, генеральным штабом политиче ской ссылки»1. Редактировал ее ссыльный учитель И. И. Попов, придавший газете обличительное направление, умело обхо дивший жестокую цензуру, в чем ему по могал и Шостакович. Он писал в газете о помощи переселенцам, положении сибир ских инородцев, развитии производитель ных сил края, банковском деле, золотопро мышленности. Знакомство с Яном Черским, выдающим ся исследователем Сибири, способствовало увлечению Шостаковича путешествиями. Энергия, храбрость шестидесятника находи ли выход в труднейших вылазках, откры вавших неизведанное, прокладывавших но вые пути науке. Ссыльный Шостакович был введен в распорядительный комитет Восточно-Си бирского отдела Русского географического общества. При нем проводились лекции по истории края, собрали научную библиоте ку, с некоторым количеством нелегальной и полулегальной литературы, поступившей от ссыльных, пересылавшейся с оказиями из Центральной России. В 1890 году Восточно-Сибирское отделе ние Русского географического общества ра зыскало и опубликовало Верхоянский сборник Худякова. Имя его еще находи лось под негласным запретом, но несмотря на это Шостакович вместе с И. Поповым подняли архивы иркутской Кузнецовской больницы, где умер Худяков, и предприня ли настойчивые попытки найти его могилу, чтобы увековечить память революционера. С начала восьмидесятых годов Шоста кович упорно хлопотал «о разрешении ему повсеместно в империи жительства»2. По документам Министерства юстиция видно, что в мае 1883 года министр запрашивал Третье отделение о поведении Шостакови ча со времени высылки в Томскую губер нию, и ответ гласил, что «надобности в дальнейшем облегчении его участи не признано»3. Обремененный большой семьей — К этому времени у Болеслава Петровича были до чери — Констанция, Мария, Вера и четве ро сыновей — Владимир, Дмитрий, Алек сандр и Борис,—-он в 1887 году поступил на службу в Иркутское отделение Сибир ского торгового банка и был назначен уп равляющим этим отделением, многое впос ледствии сделав для развития края. По своему ссыльному «стажу» Шостако вич считался одним из старейшин ссылки с ореолом шестидесятника-каракозовца. Землеволец Л. Ф. Пантелеев, отбывший в Сибири долголетнее заключение и приез жавший туда после освобождения, в книге, опубликованной впервые в 1905 году, счел необходимым выделить Шостаковича как пример верности идеалам шестидесятни- 1 Попов И. И. Минувшее и пережитое. Воспо минания за пятьдесят лет. — Петроград, изд-во «Колос», 1924, с. 230. 3 Центр, гос. истор. архив, ф. 1405, оп. 64, д. 7634, л. 523. 3 Там же. чества. «Конечно,— читаем у Пантелеева,— это были уже не те горячие юноши, каки ми я знал их в начале шестидесятых годов, но никто из них не открещивался от своих прошлых увлечений... все они, наоборот, свидетельствовали* что духовно считают себя связанными с шестидесятыми годами. А некоторым их увлечения обошлись очень и очень дорого. Вспоминается, например, Болеслав Петрович Шостакович, ему было около двадцати двух лет, когда он попал в Сибирь... С Сибирью он сжился настоль ко, что и теперь в ней остается. Замеча тельные деловые способности, как и нравст венная безупречность, везде выдвигали его и внушали к нему уважение»1. В условиях сибирской жизни, где ссыль ные составляли значительную часть насе ления, отделение их от остальной части общества властями соблюсти не удавалось. Болеслав Петрович и Варвара Гавриловна собирали в своем гостеприимном доме ши рокий круг ссыльных, находивших здесь приют, заботу, поддержку. Часто заходили к Шостаковичам народоволец И. Соколов, И. Майков — последователь Михайловского и Лаврова, Феликс Кон. Вероятно, знал Шостакович и Л. Б. Красина2. Отец его — старый иркутянин — заведовал в городе Сибиряковской богадельней. Три брата и сестра Красины обучались в гимназий вместе с детьми Шостаковича. Это было для Шостаковича уже новое, молодое поколение, не во всем понятное, но притягательное. Человек ясного и здра вого ума, он понимал, что шестидесятые годы, поколение Чернышевского сыграли свою роль. Крестьянского восстания не про изошло. Изменились формы борьбы. На ее арену вышел рабочий класс. Конституци онные планы шестидесятников представля лись наивным прошлым. Из каракозовцев лишь единицы после ссылки продолжили политическую деятельность. Многие по гибли. Шостакович все свободное от службы время посвящал общественному благу: из бирался гласным Иркутской городской думы, короткое время занимал должность иркутского городского головы. И все-таки полиция его без внимания не оставляла, прошлого ему не забывали, верноподданным не считали. Начальник Сибирского жандармского округа доносил, что бывший ссыльный, «несмотря на пре клонный возраст, не отрешился от сноше ний с лицами, скомпрометированными, в политическом отношении», что четвертая шасть служащих управляемого им банка состоит под надзором полиции3. В 1906 го ду в связи с выдвижением Шостаковича в депутаты Государственной думы о нем ве лась специальная переписка иркутского во енного губернатора и министра юстиции»4. 1 Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. — М., ГИХЛ, 1958, с. 347. 2 И. М. Майский — соратник Л. Б. Красина — подчеркивает, что Красин «вышел из семьи мел кого административного чиновника, находивше гося под сильным влиянием политических ССЫЛЬ НЫХ» (Майский И. М., Люди, События. Факты. М., Наука, 1973, с. 142). 3 Центр, гос. архив Октябрьской революции, ф. 102, д. 897, л. 36, об. 37. 4 Центр, гос. истор. архив, ф. 1405, оп. 521, д. 460, л. 25—27. 145 б Сибирские огни № 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2