Сибирские огни, 1986, № 10
копеек в сутки, но их выдавали нерегуляр но. Даже при относительной дешевизне сибирской жизни существование вели полу голодное. х В ссылке Шостакович не оставлял рево люционных дел. В Омске, в следственной комиссии, его допрашивал генерал-майор Сколков, пытаясь собрать новые сведения и о прошлой деятельности, и о' сибирском подполье. Сколков сообщал в донесении: «...Шостакович и прочие не сознаются ни в чем»1. С помощью М. Берестова Шостаковичу удалось занять место бухгалтера Томской городской управы; выявились его организа торские способности, ориентирование в фи нансах и нравственный авторитет. В нояб ре 1872 года министру внутренних дел жандармы сообщили, что «Шостакович оказывается крайне ловким, вкрадчивым, с большим авторитетом среди ссыльных. Он открыто объявляет, что «никогда своих убеждений не изменит» и всем ссыльным сочувствует»2. Шостаковичу удалось встретиться с осужденным Петром Успенским, нахо дившимся в Томской тюрьме. Из докумен тов Третьего отделения видно, что Калис- това хорошо знала Успенского еще по Нижнему Новгороду, где он обучался в Дворянском институте у ее брата А. Г. Ша пошникова, дружившего с И. Н. Ульяно вым — отцом Ленина. После суда над Шостаковичем Успен ский, находившийся в то время в Москве, приезжал в Петербург и добился свидания с Шостаковичем, заключенным в Петро павловской крепости. Жена Успенского, последовавшая за ним в Сибирь, была сест рой Веры Засулич. Неудивительно, что Шостакович относился к Успенскому с до верием. О встрече донесли, и последовало под робное дознание с объяснениями Шоста ковича, Калистовой, Берестова. Суровые меры были приняты необычайно быстро: «По высочайшему докладу о сем, Государь император высочайше повелеть соизволил... сослать Шостаковича в более далекую и глухую местность, где он не мог бы иметь никаких отношений с ссыльными»3. В декабре 1872 года, ужесточив режим ссылки, Шостаковича с беременной женой и двумя маленькими детьми отправили в Нарым. Переписка была запрещена. Нала женные связи прервались. Положение ссыльных в семидесятые-восьмидесятые годы продолжало ухудшаться. Во многих местах Сибири медленно погибали карако- зовцы: не только от холода, голода — гор ше всего для тех, кто жили высокими по мыслами, было духовное одиночество. В Нарыме воля Шостаковича могла бы не выдержать, если бы не жена, дети. Вар вара Гавриловна умела находить радости, слова ободрения в любых обстоятельствах. Для того, чтобы прокормить семью, она побудила мужа заняться охотой, рыбной ловлей, сама научилась крестьянству; ого- 1 Русско-польские революционные связи. Ма териалы и документы. М., изд. Академии наук СССР,, 1963, т. 2, с. 629. 2 Центр, гос. истории, архив, ф. 1282, оп. 1, ед. хр. 259, л. 695. ! Центр, гос. истории, архив, ф. 1282, ои. 1, ед. хр. 259, л. 695. 144 роднйчала, нанималась на разные работы, варила для продажи квас и мед, пекла хлеб. Снимали половину крестьянской избы. Дети не знали, что такое яблоко. Лакомст вом была шаньга — Лепешка с картофели ной сверху, которую и называли «яблоч ком». В Нарыме супруги Шостаковичи вели просветительскую работу среди крестьян, обучали грамоте детей. С трудом раздобыв книги, журналы, Шостакович изучал поли тическую экономию, географию, ботанику, счетоводство: жадно восполнял он теперь, в нарымской глуши, пробелы образования, самостоятельно проходил университетский курс, которого прежде лишил себя ради ре волюционных дел. Его привлекает исследование Северного Приобья — края мало тогда освоенного, он пишет статью о промыслах Нарымского края, позднее опубликованную в Омске, разведывает залежи каменного угля на ре ке Васюган. С лета 1873 года он пытался добиться облегчения режима ссылки, писал проше ния, доходившие до Третьего отделения и встречавшие отказ: доверия ему не было. В жандармских документах 1874 года за фиксирована «крайняя политическая небла гонадежность» Шостаковича1. Почти пять лет провели Шостаковичи в Нарыме. Там 11 октября 1875 года родился сын Дмитрий — будущий отец компози тора. В апреле 1877 года’БЪлеслава Шостако вича освободили от полицейского надзора, но с запрещением жить в столице, столич ных и Таврической губерниях. Получив от носительную свободу передвижения, он возвратился с семьей в Томск, где быстро занял видное место в городском управле нии. Однако политическая благонадежность Шостаковича оставалась под сомнением. Неугомонный шестидесятник, отлично знав ший финансовые вопросы, вызвал гнев не только томских, но даже московских реак ционеров тем, что добился отказа в денеж ной ссуде полиции, оставив, как тогда писали, «полицию на сухарях»2. Поступок вызвал такой отклик, что можно было ожидать новой ссылки в Нарым, и Варвара Гавриловна уговорила мужа переехать в Восточную Сибирь — в Иркутск, считая, что там муж найдет более широкое поле деятельности: к концу восьмидесятых годов, после пожара 1879 года, уничтожившего около половины домов, этот центр Восточ ной Сибири быстро отстраивался и разви вался интенсивно. Ссыльные вносили свою лепту в освоение «края изгнания» — зани мались геологическими, географическими, этнографическими исследованиями. Кара- козовцы в самых глухих участках, в изоля ции от внешнего мира находили способы служить народу. Худяков собирал якутский фольклор и составил первый словарь якут ского языка. Юрасов, Странден, Шагалов, Загибалов распространяли прогрессивное земледелие, лечили больных. В Иркутске усилиями ссыльных были открыты воскрес ные школы, музей, собравший ценные ма териалы по истории Сибири. 1 Центр, гос, история, архив, ф. 1282, оп 1 ей хр. 259, л. 772. 2 Московские ведомости, 1886, 25 января. № 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2