Сибирские огни, 1986, № 10
СЕРДЦЕ НЕФТЯНОГО ИСПОЛИНА Загляните-ка в архивы, поройтесь в до кументах всего лишь 25—30-летней давно сти, почитайте стенограммы и протоколы всевозможных совещаний, конференций, активов, и вы поймете, сколь долгой, бес пощадной и рискованной была битва, именно битва за сибирскую нефть, которую вела Тюмень в лице ее лучших представите лей... Тюмень на своих плечах вынесла первую пробную эксплуатацию первого нефтяного месторождения в Приобье. На баржах, в авральных темпах сделанных тюменскими судостроителями, вывозили первые тысячи тонн сибирской нефти. Не имея оснащен ных аэродромов, настоящих причалов и добрых дорог, летчики Тюменского авиа управления, капитаны, штурманы и матро сы Тюменского линейного пароходства, шо феры, бульдозеристы, крановщики многих тюменских предприятий по бездорожью, сквозь стужу, и вьюги, и ливни завезли на Север миллионы тонн труб, цемента, обору дования, необходимого для строительства первого промысла, первого нефтепровода. Двадцать два года назад, в мае 1964, от временного, наспех сколоченного бревенча того причала на Оби, в безвестном таеж ном поселке Усть-Балык, отошла первая нефтеналивная баржа с тюменской нефтью. Это был великий праздник. Незабываемое торжество. За одну зиму, за каких-нибудь полгода, на заболоченной таежной проплешине вы строили причал и нефтехранилище, связали его трубопроводами со скважинами и сде лали еще очень многое, превратив необи таемый, непроходимый клочок болота в первый сибирский нефтепромысел. У первых нефтяников не было ничего: ни дорог, ни материалов, ни специалистов, ни электроэнергии. Тяжелые самолеты, са дясь на обской лед, перли и перли сюда из Тюмени трубы. Их тут же подхватывали вертолеты и растаскивали по трассам буду щих трубопроводов. Самые могучие тягачи — вездеходы АТТ — тараном пробивали дороги в тайге. Стужа в ту зиму высушила воздух до звона. От лютых холодов кроши лись стальные зубья экскаваторов, рас сыпались бульдозерные резцы, рвались на куски трубы Но люди работали: копали траншеи, клали лежневки, тянули электро линии и трубопроводы, строили дома и мастерские. В этом яростном труде разно племенная, всевозрастная, одичавшая от бродяжьего быта толпа превратилась в лихую, дружную рабочую артель, где все — за одного, а дело — на первом плане... Жили ввосьмером, а то вдесятером в одном допотопном деревянном вагончике- балке, но к началу обской навигации шесть десят четвертого сделали все, необходимое для пробной эксплуатации Усть-Балыкского нефтяного месторождения. В том незабываемом 1964 году тюмен ские нефтяники добыли всего двести девять тысяч тонн нефти. А девятнадцать лет спустя, осенью 1983-го, нефтяники Тюмени стали добывать один миллион тонн в сут ки. 209000 тонн — в год'и 1000000 — в сут ки! Ничего подобного мир не знал... Если наложить друг на друга две карты нашего нефтяного Приобья, одну, вычерчен ную в 1964 году, другую — девятнадцать лет спустя, в 1983, то кроме общих кон туров ничем иным эти карты не совпадут. За два неполных десятилетия в заболо ченных, глухих таежных районах Приобья появилось шесть новых городов, десятки рабочих поселков, тысячекилометровая ж е лезная дорога, великолепные, по последне му слову техники оснащенные аэродромы и речные порты, автострады, заводы, про мыслы. За эти годы сложились отменные, боевые и дружные рабочие коллективы буровиков, вышкомонтажников, промысло виков, механизаторов, строителей, объеди ненных единым званием — НЕФТЯНИК. Родились и закалились прекрасные трудо вые традиции, достойные подражания. Отсюда, из Тюмени, по железным, бетон ным, воздушным и водным артериям струится и струится непрерывный, все воз растающий поток самых разных, жизненно необходимых грузов: машины, станки, оборудование, строительные материалы, продукты питания, одежда, обувь и иные товары народного потребления. Отсюда, из Тюмени, поступают разрабо танные научно-исследовательскими инсти тутами планы обустройства и эксплуатации новых нефтяных месторождений. Отсюда, из Тюмени, едут на нефтяной Север молодые инженеры — выпускники Тюменских индустриального и строитель ного институтов, будущие командиры ра бочих подразделений. Здесь, в Тюмени, находится генеральный штаб сибирских нефтяников — Главтюмень- нефтегаз, где разрабатывается стратегия и тактика действий всех подразделений, осва ивающих нефтяные залежи Западно-Си бирской низменности. Здесь, в Тюмени... Но чтобы перечислить все, что делается в Тюмени для наших нефтяников, надо потратить уйму времени и столько же бумаги. Постараемся ото брать самое главное... И когда мы встрети лись вновь с Соавтором, я сказал: — Хотим мы того, не хотим, только нам ни замолчать, ни обойти тот горестный факт, что планы нефтедобычи последних трех лет, да и задание одиннадцатой пяти летки в целом тюменские нефтяники про валили, недодав Родине многие милли оны тонн нефти. Этот прорыв некому и не чем было заштопать, и он очень больно ударил по всей нашей энергетике, по всей советской экономике... — Вы, писатели, склонны все заострять и укрупнять так, чтобы и слепому — видно, и глухому — слышно... — Точно!— поддакнул я. Только тут, по- моему, ничего не надо искусственно заост рять. Этот факт и без того, как лезвие обоюдоострого кинжала — с какой стороны ни коснись, обязательно порежешься. И все-таки придется прикоснуться, хотя бы ради того, чтобы ответить на главный воп рос: почему прекрасный, многотысячный, великолепно технически оснащенный, зака ленный многолетним опытом коллектив тю менских нефтяников угодил вдруг... — Во-первых, не вдруг!— перебил Соав тор.— Во-вторых, тут коллектив ни при чем. Вышкомонтажники и буровики, промысло вики и строители работали и работают с 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2