Сибирские огни, 1986, № 9
Толком он еще не осознавал, что произошло и почему у них не описали кошенину, но уже чувствовал своим маленьким сердчиш ком случилось что-то стыдное, нехорошее, унизительное и для него, и особенно для матери. Ведь если бы ничего не случилось, она бы не ходила как в воду опущенная и не отводила бы от него взгляд. А потом, по осени, председатель пришел к ним в школу и был там уже совершенно другим человеком. Он широко и открыто улыбал ся, по-отцовски трепал их по головам и говорил о том, как много в колхозе делается для того, чтобы люди жили еще лучше. Но Виктор ему не верил. И уже догадывался, что одни и те же люди могут быть разными, могут делать одно, а говорить другое. Этот случай, как первый кирпичик, лег в основание жизненного опыта Виктора. Он перестал верить словам и людям, слушал, а сам всегда искал скрытый, настоящий смысл. И нередко, его находил. А если не находил, думал, что просто иной человек умеет старательней скрывать свои настоящие мысли. Виктор взрослел и смотрел на жизнь прищуренными глазами, ви дел в ней только то, что ему хотелось видеть, что подтверждало его правоту. Но вечное недоверие, презрение к окружающим его людям начинали тяготить, ему хотелось избавиться от них, хотелось поверить. Надеялся, что поможет Любава. Не помогла. Не смогла его понять. В зоне Виктор работал на пилораме, на пару с одним разбитным и шустрым мужиком лет сорока, бывшим директором мясного мага зина. Мужику дали кличку Окорок, и он на нее охотно откликался. Однажды, во время перекура, когда они сидели на толстом, сос новом кряже, бросив под задницы рабочие рукавицы, Окорок неожи данно спросил: за что Виктор попал в эти далеко не курортные места. Он был шутник и говорил всегда витиевато, с юморком. Виктор, под настроение, рассказал. Окорок зашелся в беззвучном хохоте и в из неможении сполз на землю. По его толстому, не исхудавшему даже здесь, лицу катились слезы. Виктор опешил —что смешного? Разо злился и хотел уже тряхнуть. Окорока за грудки, но тот внезапно оборвал беззвучный хохот, снова забрался на бревно и, вытирая од ной рукой слезы, другой похлопал Виктора по колену: — Витя, милая ты моя крестьянская душа. Вопрос, который ты решал, воруя пару мешков, большинство населения давно уже для себя решило. Вера порушена. Веры, как таковой, нет. Но все ее ста рательно изображают. А ее нет — ширма, туман, блеф! А под ^ этим красивым покрывалом каждый хочет жить так, как ему удобней. Вот и живи так, как тебе хочется, только не забудь, надень, как на ново годнем карнавале, маску честного, хорошего труженика. А если бу дешь маяться раздвоенными российскими чувствами: доказывать кому- то или пытаться понять — ты просто сопьешься или попадешь снова сюда за какую-нибудь доморощенную глупость. Договорить Окороку не дали. Перекур закончился. Они снова принялись катать бревна и больше к этому разговору не возвра- щались. , _ .. «Может, Окорок и прав? —думал иногда Виктор.—Может, так легче? Надеть, как он говорил, карнавальную маску и успокоиться?» Нет, не получится. Сам себе не признаваясь, он хотел совсем иного: научиться смотреть на жизнь новыми глазами, хотел иметь под ногами твердую землю. Но злость, с которой он не мог справиться, мешала ему, и земля под ногами качалась. 5 Обедали мужики торопливо, наскоро. Даже Евсей Николаевич, понимая их торопливость, сдерживал себя и не заводил беседы. Дожд ливые дни, вынужденное безделье и постоянное, выматывающее ожи- 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2