Сибирские огни, 1986, № 9
. А Елизар? Елизар, мужик в самой середке, в самой силе и могуте, вдруг затосковал. Остановил однажды посреди улицы деревенского по па, навис над ним, как живая гора, и стал спрашивать: — Скажи, батюшка, почему у меня душа неспокойна? Чего она ма ется? Как червяк там какой-то и сосет, и сосет... Поп внимательно выслушал, вздернул вверх маленькую головку и громовым басом, от которого в церкви свечи тухли — ростом создатель обидел, зато голосом наградил,— стал направлять Елизара на истинный путь. — От нечистого идет твое смущение, от нечистого. Молись господу нашему, он тебе пошлет благодать. Елизар молился. Стукался в широкую половицу широким лбом. А обещанная благодать не приходила. Душа по-прежнему ныла, маялась и просила... Сам Елизар не знал, чего она просила. Но, смутно пред чувствуя, подбирался ночами к главному вопросу, нащупывал его, при ценивался и наконец-то понял. Снова встретил попа на улице, склонил над ним рыжую, кудрявую голову и, сам пугаясь приготовленных слов, спросил: — Батюшка, скажи, а зачем я живу? Поп не понял. Елизар повторил еще раз. Поп взбеленился, посчитал, что ради воскресного дня мужик приложился к косушке. — Иди-ка ты домой, сын мой, да проспись. И не спрашивай больше непотребных глупостей. — Понятно,—угрюмо сказал Елизар. — Вот и ладно, что понятно,—успокоился поп. — Понятно, что сам ты ни черта не знаешь! Ругался поп страшно, по-матерному. Но Елизар его не слышал, он уже торопливо шагал домой, и на лице его, впервые за долгое время, блуждала странная, счастливая улыбка. Дело это случилось по зазимку. А скоро и настоящий снег с моро зами подвалил. И впервые Елизар не отправился гонять ямщину в город Томск. Он словно пропал в своей крепкой избе, огороженной толстым высоким заплотом. Никто не знал, чем он там тешится. Жена на сосед ские расспросы только поджимала губы и прятала глаза. Все разъяснилось весной. Пасхальный день в тот год выдался яр ким, солнечным. Земля играла и переливалась от света. Над серыми из бами плыл мягкий, колокольный звон, и под этот звон еще сильнее шла в рост первая трава и нетерпеливей рвались на волю скрученные в разбух ших почках зародыши зеленых листочков. Народ возвращался из церкви со всенощной и, дойдя до переулка, до дома Елизара Прокошина, замирал, останавливался. Где серый, тя желый заплот, сложенный из расколотых наполовину толстых бревен? Где серые от дождей и ветра столбы в два обхвата, где привычная гла зу картина прокошинской усадьбы? Нет ничего. А что есть? Легкие воздушные кружева — неужели из дерева вырезаны? — тя нутся, не прерываясь, переходя из одного в другое, словно звучит длинная, протяжная песня под стать просторам, раскинувшимся за околицей Белой речки. Но это еще не все — кружева. Кружевами в деревне сильно не удивишь —сами мастера. Другое изумляло и даже пугало. В самой середине кружева сплетались так тесно, так близко одно к другому, что стоило отойти чуть подальше и тогда увидишь... По широкому полю, среди цветов, шел мужик, удивительно похожий на самого Елизара, а по правую руку от него была вспаханная пашня, а по левую руку от него стояли стеной спелые хлеба, а на голове у са мого Елизара был венок из колосьев, и от венка, как от нимба на иконё в церкви, шел свет. И выше венка ничего на земле не было. Словно бог, похожий на Елизара, шел по земле или, наоборот, Елизар, похожий на бога. Народ прибывал и прибывал. Задние толкали передних, пробира лись и, пробравшись, замирали пораженные. Ни бабьего ойка, ни мужиц кого кряхтения — молча, молча, и только плыл над всеми мягкий коло- 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2